Москва, ул. Жуковского, 4, строение 3
На карте На карте

| 19 февраля 2017
Дом 4, строение 3 по улице Жуковского был построен в 1917 году, особо не замечен краеведами и искусствоведами и не обладает охранным статусом.
По сведениям «Мемориала», это здание стало в годы Большого Террора последним адресом для четырех человек, причем все они не раз встречались на лестничной площадке: это были жильцы квартир № 30, 32, 33 и 34. Одному из них сегодня мы установили мемориальную табличку.

Рудольф-Герман Петрович Берзин родился в 1891 году в Латвии, жил в Риге с женой и сыном. И хотя он был простым рабочим, жили они довольно обеспеченно. Берзин вступил в РКП(б) в 1908 году, активно занимался революционной деятельностью, поэтому после 1918 года семье пришлось эмигрировать и перебраться в Псков, а затем в Москву.

С 1919 по 1920 годы Берзин служил в Красной Армии. К моменту ареста он работал начальником спецчасти на заводе Пластмасс им. Фрунзе (Дорогомиловский химический завод). В семье хранятся карманные часы с гравировкой, подаренные ему коллективом завода.
С 1933 года Берзин состоял в Московском отделении Всесоюзного общества старых большевиков (членский билет №1738).
Рудольфа-Германа Петровича арестовали 16 декабря 1937 года по подозрению в “принадлежности к латышской контрреволюционной фашистской организации, существовавшей в обществе “Лесопродукт”.
По версии следствия, он был завербован еще в 1922 году для ведения “контрреволюционной националистической деятельности” и “как участник организации занимался подготовкой кадров для борьбы с советской властью. С этой целью стягивал латышей к филиалам “Лесопродукта” и проводил среди них контрреволюционную националистическую агитацию”.
Берзин виновным себя не признал, и менее чем через месяц после ареста — 24 января 1938 года — ему вынесли смертный приговор, который был приведен в исполнение 3 февраля 1938 года.
Жена Рудольфа, Алиса, умерла вскоре после его расстрела, в 1940 году, а единственный сын Артур погиб на фронте в 1942 году. Но остался внук, и сегодня в Новосибирске живет девять его потомков.
Родные ничего не знали о судьбе Рудольфа-Германа Петровича, и в 1957 году внук Берзина, которому тогда было всего 18 лет, обратился в прокуратуру с запросом. В октябре 1957 года дело было пересмотрено Военным трибуналом Московского военного округа и прекращено за отсутствием состава преступления. Рудольф-Герман Петрович Берзин был реабилитирован посмертно.

19 февраля 2017 года «Последний адрес» собрался у дома 4, чтобы установить табличку памяти Рудольфа-Германа Петровича Берзина. Табличку привинтил правнук репрессированного. Видео см. здесь.

Фото: Михаил Шейнкер

***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о троих репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.