Москва, Климентовский переулок, 9/1
На карте На карте

| 05 марта 2017

На месте нынешнего выхода из метро "Третьяковская" раньше стоял дом № 13, в котором в 1930-х годах жила медсестра Зинаида Николаевна Маевская.

Зинаида Николаевна Маевская родилась в 1900 году в Нижнем Тагиле, расположенном в Верхотурском уезде Пермской губернии.

Окончила двухгодичные курсы медсестер Красного Креста. В картотеке награжденных Российским обществом Красного Креста, хранящейся в РГВИА, есть запись о Маевской: “Маевская Зинаида — сестра милосердия; 5-й передовой отряд Ю.З.О.К.Кр.Кр., состоящий при 3-м кавалер. корпусе; Георгиевская медаль 4-й степени”.

В 1919 году Зинаида Николаевна уехала в Польшу к мужу Александру Маевскому, который в 1918 году участвовал в съезде хозяйственников в Вильно и остался там на подпольной работе в Польской компартии после захвата города белополяками. Сама Маевская с 1920 по 1923 годы была членом Польской компартии, за что была арестована польской полицией. Она провела в тюрьме три года – с июня 1923 по 24 декабря 1926 года — и была освобождена досрочно «по причине малолетних беспризорных детей». После освобождения она приехала в Москву, где находился ее муж с двумя детьми. Александр Маевский, также отбывавший наказание в польской тюрьме за принадлежность к компартии, в 1925 году был обменен на двух ксендзов. Приехав в СССР, он устроился на ответственный пост в Наркомат тяжелой промышленности.

В 1932 году Маевская осталась вдовой – ее муж, по официальной версии, покончил жизнь самоубийством.

К моменту ареста Зинаида Николаевна работала старшей медсестрой в Кремлевской больнице.

Маевскую арестовали 16 сентября 1937 года, но не дома, а «в полях», когда она находилась на маневрах с войсковой частью.

Согласно обвинительному заключению, «в период нахождения в СССР Маевская с мужем поддерживали тесную связь с подозрительными на шпионаж и террор (здесь и далее сохранен стиль оригинала – ред.) поляками политэмигрантами, впоследствии арестованными органами НКВД: Виславским как являющимся уполномоченным польской фашистской организации «ПОВ» («Польская организация войскова». – ред.), по созданию диверсионных ячеек на производствах, Будзык как участник контрреволюционной троцкистско-террористической организации. Перед самоубийством муж Маевской посвятил ее в наличии контрреволюционной террористической организации, ставящей цель совершение терактов против вождя народа т. Сталина и руководителей партии и правительства, якобы намечаемых к осуществлению 1 января 1933 года. Для проведения своих диверсионных и террористических намерений Виславский в 1936 году просил Маевскую продать ему оружие, оставшееся после смерти мужа».

«Польская организация войскова» была создана в 1914 году Юзефом Пилсудским, в 1921 году была расформирована. Тем не менее, в годы Большого террора множество поляков были репрессированы по ложным обвинениям в принадлежности в ПОВ. В августе 1937 года тогдашний нарком внутренних дел Ежов издал приказ под номером 00485 “о фашистско-повстанческой, шпионской, диверсионной, пораженческой и террористической деятельности польской разведки в СССР”, положивший начало «польской» операции НКВД. В документе, в частности, говорилось:

“ПРИКАЗЫВАЮ:

С 20 августа 1937 года начать широкую операцию, направленную к полной ликвидации местных организаций “ПОВ” и, прежде всего, ее диверсионно-шпионских и повстанческих кадров в промышленности, на транспорте, совхозах и колхозах. Вся операция должна быть закончена в трехмесячный срок, т.е. к 20 ноября 1937 года”.

Через три месяца после ареста – 20 декабря 1937 года – Маевская, которая, согласно следственному делу, «виновной себя признала не полностью, заявив, что была соучастницей контрреволюционной террористической группы, но прямых действий не осуществляла», была осуждена в особом порядке Комиссией НКВД и прокурора СССР и приговорена к высшей мере наказания по обвинению в «соучастии лицам, входившим в контрреволюционную террористическую шпионскую организацию» (ст. 17-58, пп. 6 и 8 УК РСФСР). В обвинительном заключении особо отмечено, что «вещественных доказательств по делу нет».

Приговор был приведен в исполнение через 9 дней – 29 декабря. Зинаиде Николаевне было 37 лет. У нее остались дочь Вера 19-ти лет и 17-летний сын Александр.

Проходивший по тому же делу Адам Иванович Виславский был расстрелян 4 декабря 1937 года по обвинению в «шпионаже в пользу Польши».

В 1989 году Зинаида Николаевна Маевская была полностью реабилитирована.



5 марта 2017 года «Последний адрес» установил на доме в Климентовском переулке табличку с именем Зинаиды Николаевны Маевской (видео, фото)


Фото: Марина Бобрик


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.