Гардемарин Морского корпуса В.П. Римский-Корсаков. 1909 |
В 1889 году в Петербурге у Петра Воиновича Римского-Корсакова и Марии Григорьевны Бутаковой родился сын, которого назвали Воином — в честь именитых предков, служивших во флоте. Дед мальчика был братом знаменитого композитора.
Воин Петрович начинал морским офицером, но стал специалистом в области артиллерийского вооружения, конструктором, автором ряда трудов по управлению артиллерийским огнем.
После окончания Морского корпуса Воин Римский-Корсаков отправился служить на крейсер «Аврора», затем в его жизни был линейный корабль Балтийского флота «Петропавловск», на котором молодой офицер участвовал в боевых действиях Первой мировой войны.
Под предводительством адмирала Щастного (командующий Северным флотом адмирал Алексей Михайлович Щастный был расстрелян 22 июня 1918 года; в декабре 2015 года «Последний адрес» установил памятную табличку с его именем на фасаде дома № 10 по 17-й линии Васильевского острова) Воин Петрович выходил весной 1918 года вместе с Балтийским флотом из Гельсингфорса в Кронштадт.
Римский-Корсаков принял революцию, перейдя на службу Советскому государству. Тогда офицер заявил: «Я искренне люблю свою Родину и русский народ и готов отдать все свои знания, опыт и труд на благо отечественного флота…»
В 1920 году Воин Петрович был назначен флагманским артиллеристом Действующего отряда Черноморского флота, а затем стал главой Училища командного состава флота. Именно Римский-Корсаков организовал первый в истории выпуск красных командиров флота.
Потом Римский-Корсаков работал заместителем начальника Высших специальных курсов командного состава флота, начальником Артиллерийского отдела технического управления УМС РККА, заместителем начальника учебно-строевого управления, которым тогда был Михаил Александрович Петров.
Братья Григорий Петрович (слева) и Воин Петрович (справа) Римские-Корсаковы с невестой В.П. Римского-Корсакова
Тамарой Николаевной Курош. Гельсингфорс, 1916-1917 гг.
Воин Петрович получил 10 лет лишения свободы, однако был досрочно освобожден. Срок отбывал в 34 километрах от Москвы, где проектировал системы вооружения.
В 1932 году по распоряжению начальника Морских сил СССР В. М. Орлова освободили большую группу морских офицеров, в том числе Римского-Корсакова, Петрова и Игнатьева, восстановив их в должностях и званиях после «долгосрочного отпуска царских кадров».
В.П. Римский-Корсаков. 1935 г. |
Второй арест офицера случился 18 января 1937 года. Он обвинялся по статье 58-7-8-11 и шел как один из 19 участников белогвардейской военноофицерской диверсионно-шпионской организации «Российский общевоинский союз». По тому же делу проходили и бывшие начальники Воина Петровича Игнатьев и Петров. Военная коллегия Верховного суда СССР представила список на расстрел этих офицеров, подписанный корвоенюристом И. Матулевичем, где Римский-Корсаков был указан под первым номером. Приговор, как отмечено на этом же списке, в отношении всех участников этой «организации» был приведен в исполнение в ночь с 4 на 5 мая 1937 года. Михаил Александрович Петров и Николай Иванович Игнатьев были расстреляны в Москве 27 апреля 1938 года.
У Воина Петровича осталась жена Тамара Николаевна Римская-Корсакова, которая работала регистратором в поликлинике обувной фабрики «Скороход». Через четыре месяца после расстрела мужа вдова была арестована, потом как «член семьи изменника Родины» отправлена на 5 лет в Томский лагерь. После освобождения вынужденно поселилась в Луге, получив ограничение проживания.
Реабилитировали Воина Петровича Римского-Корсакова в 1957 году.
Церемония установки таблички
«Последнего адреса»
(фото)
Фото: Николай Иванов