В конце XIX века домом владеет коллежский асессор, инженер Владимир Иосифович Ладан.
С середины 1920-х годов здесь проживала семья Сергея Фаддеевича Зубовского, переехавшая из Детского села.
Полковник царской армии С.Ф. Зубовский, кавалер Георгиевского оружия |
В 1909 году подполковник Зубовский был назначен командующим Конной батареей Офицерской артиллерийской школы и одновременно преподавателем школы, «младшим руководителем конно-артиллерийской партии переменного состава». Во время службы им было издано пособие для слушателей — «Памятка русской конной артиллерии».
В Первую мировую войну полковник Зубовский, возглавляя Конную артиллерийскую батарею Школы 4-й особой кавалерийской бригады 3-го армейского корпуса 1-й Армии, а затем конно-артиллерийский дивизион, участвовал в боях в Восточной Пруссии, Восточной Галиции.
С сентября 1917 года Сергей Фаддеевич занимал должность начальника Офицерской артиллерийской школы.
После Октябрьской революции Зубовский решил продолжить службу в Красной Армии. 1 января 1918 года он был зачислен в комсостав в должности начальника Артиллерийской школы. Прослужив некоторое время и весьма активно пытаясь бороться с расхитителями имущества Сергиевского полигона, принадлежавшего школе, он подал в отставку, но через короткое время вернулся на эту должность.
В октябре 1918 года Зубовский был арестован и без объяснения причин заключен на 10 дней в тюрьму при Лужской ЧК. В связи с этим событием 4 декабря 1918 года Зубовскому было выдано Удостоверение № 3654 за подписью «Председателя Чрезвычайной Комиссии по снабжению Красной Армии» Красина о том, что он «…может быть подвергнут задержанию или аресту только при наличии данных, свидетельствующих о прямой его персональной прикосновенности к контрреволюционной деятельности, а в случае его ареста, о том должно быть немедленно сообщено Народному Комиссариату по военным делам и в Чрезвычайную Комиссию по снабжению Красной Армии».
Сергей Фаддеевич Зубовский. 1924 год |
С.Ф. Зубовский с женой Тамарой Францевной и детьми Ириной и Юрием |
Несмотря на «охранные грамоты», летом 1919 года Зубовский вновь был арестован и провел в Лужской ЧК месяц под арестом без объяснения причин. Обучавшиеся в школе Детского села слушатели обратились в ЧК с просьбой освободить своего руководителя: «Ввиду того, что арест начальника школы Зубовского и начальника полигона Пальмцвейга повлечет за собой приостановку чтения лекций, а также ненормальное хозяйственное положение школы, нам, слушателям, прибывшим с фронта на очень короткий срок для прохождения курсов школы, и сознавая, что в скором времени будет выпуск, начальник школы Зубовский и начальник полигона Пальмцвейг крайне необходимы как технические работники. Поэтому постановили экстренно поручить президиуму коллектива товарищам Кузнецову, Павлову, Иванову а также и комиссару школы тов. Ноневичу выяснить в Лужской Чрезвычайной Комиссии о мотивах ареста, а до выяснения причин взять начальника школы Зубовского на поруки коллектива школы».
Сергей Зубовский был выпущен и в течение года продолжал служить в прежней должности.
последняя фотография |
Третий арест бывшего царского офицера произошел в ночь на 1 ноября 1937 года. Через 10 дней Зубовский был приговорен к расстрелу «…как участник белогвардейской офицерской диверсионно-шпионской организации…». Смертный приговор был приведен в исполнение в ночь на 20 декабря 1937 года.
Сергей Фаддеевич жил вместе женой Тамарой Францевной и детьми — дочерью Ириной и сыном Юрием. Через шесть дней после расстрела мужа Тамара Зубовская была выслана в Кустанай, а Ирина, которая не была репрессирована, добровольна поехала с матерью в ссылку. Затем их перевели в Лугу, потом сослали в деревню Озерки Марийской АССР, где Тамара Францевна умерла в 1942 году.
Сергей Фаддеевич Зубовский был реабилитирован в 1960 году. После реабилитации его дочь Ирина получила ложное свидетельство о смерти отца, в котором указывались вымышленная дата и причина гибели: он якобы умер в 1942 году от брюшного тифа. Лишь в 1993 году семья узнала истинные обстоятельства гибели Зубовского.
Церемония
установки таблички «Последнего адреса»
(фото)
Фото: Николай Иванов
*** |
Книга памяти "Ленинградский мартиролог" содержит сведения о еще одном
репрессированном, проживавшем в этом доме, шофере Сергее Павловиче Юзике (Загудаеве). Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором
установки ему мемориального знака, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте. |