Санкт-Петербург, Петропавловская ул., 6
На карте На карте

| 02 апреля 2017
Доходный дом А.М. Гончарова был построен в 1910-1911 годах. Своими фасадами он выходит на Большой проспект П.С., 81 и Петропавловскую улицу, 6. Оба фасада выдержаны в стиле модерн. Дом возведен по проекту известного российского и советского архитектора Константина Исаевича Розенштейна (1878-1951) и военного инженера Александра Яковлевича Родионова (1870-1917).

На втором этаже этого дома располагалась коммунальная квартира №5, большую часть комнат в которой занимали пять сестер Нанкиных со своими семьями. По воспоминаниям подруги этой семьи, вход в парадную был со двора, со стороны Петропавловской улицы.

Роберт Радомысльский в ссылке в Иркутской области, вторая половина 1930-х

В 1934 году одну из сестер Нанкиных, Любовь Лазаревну, вместе с мужем Александром Радомысльским и 12-летним сыном Робертом Радомысльским выслали из Ленинграда в Иркутскую область. В 1936 году Александр Радомысльский был арестован и расстрелян, а Любовь Лазаревна и Роберт, отбыв ссылку, поселились в Вологде. В 1940 году Роберт окончил школу и смог вернуться в Ленинград в квартиру на Петропавловской улице, поступив в Ленинградский юридический институт. Проучившись в нем два года, пережив «смертное время» первой блокадной зимы, он был арестован по доносу товарища 22 февраля 1942 года. 1 апреля Военный трибунал Ленинградского военного округа приговорил его к расстрелу по обвинению в «контрреволюционной пропаганде и агитации». Через неделю, 8 апреля 1942 года, 21-летний студент Роберт Радомысльский был расстрелян.

К 1945 году Нанкины занимали уже только две комнаты в квартире на Петропавловской: репрессии 1930-1940 годов, война и блокада нанесли невосполнимый урон некогда большой и крепкой семье. В 1949 году на сестер Нанкиных обрушился новый виток репрессий: с июля по сентябрь оставшиеся в живых четыре сестры – Любовь, Софья, Ольга и Евгения – были поочередно арестованы и после многомесячного пребывания в «Большом доме» высланы из Ленинграда на сроки от трех до пяти лет. Живыми из ссылки вернулись только две сестры.
Роберт Александрович Радомысльский был реабилитирован в 1963 году.
По просьбе его двоюродной сестры Генриетты Яковлевны Бишко «Последний адрес» установил сегодня ему табличку. Позже на этом же доме появится табличка в память о маме Генриетты Яковлевны, Софье Лазаревне Бишко, погибшей в 1950 году в Свердловской пересыльной тюрьме.

В квартире № 20 этого же дома жил с семьей – женой и двумя детьми – химик Иосиф Исаакович Гуревич.

Одна из немногих фотографий Иосифа Гуревича, сохранившаяся в семейном архиве
Иосиф Исаакович Гуревич родился в 1902 году в городе Лепеле (современная Беларусь). В Ленинград приехал для получения высшего образования. По словам сына, Иосиф Исакович был выпускником Ленинградского химико-фармацевтического института. В трудовой книжке Гуревича есть только запись об Охтинском химкомбинате, где он прошел путь от рядового сотрудника до начальника этролового цеха № 6. В 1930-е годы в «Ленинградской правде» вышла статья под названием «Чуткость», в которой Иосиф Гуревич характеризовался не только как высокопрофессиональный специалист, но и как отзывчивый руководитель, выручивший попавшего в беду работника цеха. Эту газету с фотографией отца нашел в Публичной библиотеке спустя много лет его сын Эльрих.
Эльрих родился за 4 месяца до ареста отца. Как он сам говорит, «отец успел порадоваться моему рождению». Своим необычным именем Эльрих Иосифович обязан отцу – следуя моде на советские синтетические имена, инженер-химик назвал своего сына Эльрихом, соединив в нем слова «электрификация» и «химия». Старшей дочери Иосифа Исааковича, Инне, к моменту ареста отца было 10 лет. Жена, Евгения Михайловна работала учительницей биологии в школе.
30 сентября 1937 года «Ленинградская правда» опубликовала список 16 сотрудников Охтинского химического комбината (начальники цехов, отделов, ведущие инженеры и энергетики, директор, а также два слесаря, ранее жившие за границей), приговоренных накануне, 29 сентября, к высшей мере наказания Военным трибуналом Ленинградского Военного округа и расстрелянных в тот же день. Среди них было и имя Иосифа Исааковича Гуревича, который был арестован одним из первых – 7 августа 1937 года.
Вскоре после ареста мужа пришли за Евгенией Михайловной, однако её от ареста спас четырехмесячный сын Эльрих. Но совсем от репрессий семью Гуревича это не уберегло: в начале 1938 года его жена и дети были высланы из Ленинграда в город Давлеканово Башкирской АССР. В ссылке Евгения Михайловна работала учительницей, а в 1946 году вместе с детьми вернулась в Ленинград.
Эльрих Иосифович вспоминает, что ему не было известно об аресте отца до самой его реабилитации. Мама и сестра оберегали его от этой информации, говоря, что отец умер от болезни.

Расстрелянные 29 сентября 1937 года сотрудники Охтинского химкомбината были реабилитированы в 1956 году. Табличка Иосифу Гуревичу установлена по инициативе его сына, доктора технических наук, Эльриха Иосифовича Гуревича.

Фотографии с церемонии установки


Фото: Ольга Субботина и Александр Борисов

***
Книга памяти "Ленинградский мартиролог" содержит сведения о еще четверых  репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из них, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.