Москва, Большая Ордынка, 68
На карте На карте

| 14 мая 2017
Здание было построено в 1911 году по проекту архитектора Никиты Герасимовича Лазарева. Заказчиком доходного дома стал купец Николай Ижболдин. После революции богатые квартиры превратили в коммунальные.

М.С. Никольский с сыном Геннадием
Михаил Семенович Никольский родился в 1894 году в селе Поречье Дубенского района в Тульской губернии в семье священника. К моменту ареста он работал главным инженером на Дорогомиловском химкомбинате в Москве. Был также консультантом научно-программного отдела Академии наук СССР.
Михаила Семеновича арестовали 13 октября 1937 года и через два месяца — 9 декабря 1937 года — приговорили к расстрелу по обвинению в «принадлежности к шпионской деятельности». Ему было 43 года.
У Никольского остались жена и восьмилетний сын Геннадий. Ксения Ивановна в конце декабря 1937 года была осуждена на восемь лет исправительно-трудовых лагерей как «член семьи изменника Родины», срок отбывала в Карлаге. Здесь от гражданского брака у нее родились близнецы: сын Вячеслав и дочь Татьяна. Вот как Татьяна много позже описывала жизнь в лагере в автобиографическом эссе: «Без права переписки первые пять лет мама, находясь в лагере, совершенно не знала, где ее муж и как существует ее сын и мама в оккупированном немцами Ростове-на-Дону. Жизнь женщин-заключенных Акмолинского лагеря — бараки, скудное питание; губка камыша, сельхзозработы и швейное производство. Страдания матерей, отлученных от детей; удачные или неудачные попытки поиска детей, забранных в детские дома или вовсе неизвестно куда девшихся — это описать невозможно. Теснота, тяжелый труд, неналаженное производство — все это с особым режимом "спецконтингент" делало жизнь особо мучительной».

После освобождения из лагеря Ксения Ивановна с дочерью (Вячеслав умер в 1942 году) поехала в Ростов-на-Дону, где с бабушкой жил ее старший сын Геннадий. Впоследствии он стал астрофизиком, доктором физико-математических наук, член-кореспондентом АН СССР.
В 1956 году приговор в отношении Михаила Семеновича Никольского был отменен «по вновь открывшимся обстоятельствам», а сам он был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». Но и тогда семья не узнала всей правды, поскольку в выданной тогда справке о смерти Никольского стояла ложная дата — 1945 год.
Лишь в 1988 году, после обращения Татьяны в Военную коллегию Верховного суда семье была выдана справка, в которой отмечается, что «данные, указанные в свидетельстве о смерти Никольского, являются вымышленными».

Архивные фотографии и документы * Церемония установки таблички
«Последнего адреса» (фото, видео)

Фото: О. Сиромаха

*Опубликовано с разрешения родственников репрессированного.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.