Санкт-Петербург, 17-я линия ВО, 42
На карте На карте

| 28 мая 2017

Участок земли 17-й линии Васильевского острова, на котором были построены два дома, объединенные общей нумерацией 42, в конце XIX века принадлежал одному человеку — Ивану Дмитриевичу Мельникову, который содержал огород и ломовой извоз. Земля и появившиеся здесь в 1899 и 1902 году дома оказались разделены на две части, маркированные «А» и «Б». Дом №42-а в начале XX века купил новый владелец Павел Василевский, открывший здесь же кузнечную мастерскую.

Оба здания в своем фасадном облике сохранили черты классицизма и ренессанса, свойственные этому периоду развития петербуржской архитектуры: рустовка, различающееся поэтажное оформление оконных наличников с сандриками. В здании 42-б под карнизом пущен ряд модульонов, покрытых бриллиантовым рустом и попарно связанных «полотенчиками». Над крайними парами полуциркульных оконных проемов второго этажа дома повешены картуши с гирляндами фруктов и цветов.

В доме №42-б в 1930-е годы проживал Сергей Николаевич Манкин. Он родился в 1904 году в Полоцке в еврейской семье. На момент ареста, который произошел 23 августа 1937 года, Сергей Манкин работал старшим бухгалтером отдела капитального строительства завода имени Калинина, с середины XIX века производившего патроны, порох, взрыватели, электрозапалы и другие средства воспламенения.

Манкин был обвинен по статье 58-7-8-11 в «подрыве государственной промышленности в составе террористической группы» и через шесть месяцев — 26 февраля 1938 года — приговорен к расстрелу, который был приведен в исполнение на следующий день. Ему шел 35-й год.

В доме № 42-а жил Август Иванович Вотте, родившийся в 1898 году в Нарве. Он работал обыкновенным слесарем на трикотажной чулочно-носочной фабрике «Красное Знамя». Арест Августа Вотте произошел 14 июля 1938 года, затем было обвинение в «шпионаже» и «контрреволюционной пропаганде», закончившееся расстрелом 21 октября 1938 года. Ему было 42 года.

Постановления особых «троек» УНКВД ЛО, вынесших эти смертные приговоры, были в 1957 году пересмотрены, признаны необоснованными и отменены. Оба ленинградца были полностью реабилитированы.

Церемония установки табличек "Последнего адреса": фото

Фото: Николай Иванов

***
Книга памяти "Ленинградский мартиролог" содержит сведения о еще двоих  репрессированных, проживавших в домах под номерами 42 и 42б. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-то из них, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.