Санкт-Петербург, 4-я Красноармейская, 1
На карте На карте

| 11 июня 2017

Двухэтажный дом на углу 4-й Красноармейской и Московского проспекта появился в самом начале XIX века. Проект неизвестного архитектора был реализован к 1810 году в классицистических чертах, затем в 1836 году последовала перестройка, когда к основному объему здания с полуциркульным эркером, выходящим в садик, были добавлены флигели. Императорское Вольное экономическое общество приобрело этот дом в 1844 году у владелицы Галченковой.

В 1928 году для изучения рабочего движения здесь был открыт библиотечный центр, основу которого составил архив Г. В. Плеханова.

Во флигеле дома в 1930 году поселился вместе с женой новый директор Публичной библиотеки Мечислав Михайлович Добраницкий, сменивший на этом посту Н. Марра.

Мечислав Михайлович Добраницкий родился в Лодзи в 1882 году в семье купца второй гильдии. После Лодзи он учился в Берлине, Гейдельберге, получил специальность юриста. В 1912 году в Казани Мечислав Добраницкий получил степень доктора права.

Революционное движение привлекало Мечислава Добраницкого с 19 лет, когда он вступил в партию социал-демократов Польши и Литвы. Затем молодой юрист примкнул к партии меньшевиков, в которой состоял до 1920 года.

Первый арест Мечислава произошел в 1903 году, он был заключен в Варшавскую цитадель, но пятилетний срок ссылки ему тогда удалось избежать.

Февральскую революцию 1917 года Мечислав Добраницкий встретил с энтузиазмом. Он стал активным членом Петроградского и Центрального исполнительных комитетов Советов рабочих и солдатских депутатов, ездил с агитацией по фронтам, многого ожидал от Учредительного собрания, к выборам в которое он активно призывал.

После октябрьской революции Добраницкий отправился работать в Областной совет профсоюзов (Облсовпроф) в Ростов-на-Дону. С 1921 года он почти два года руководил новым музеем Тифлиса – музеем революции, затем работал в музее Октябрьской революции в Москве, совмещая эту работу с преподаванием права в университетах города.

С 1923 года Добраницкий вступил в партию большевиков, тогда же началась его дипломатическая карьера. В течение четырех лет он был генеральным консулом СССР в Гамбурге, а в 1927 году был назначен заведующим отделом Прибалтики и Польши в Наркомате иностранных дел, чье представительство в Одессе он возглавил в 1929 году.

Еще в середине 1920-х годов Мечислав Добраницкий познакомился в Германии с дочерью учителя народной школы антифашисткой Сусанной Ванслибен, к которой в 1930 году он ушел от первой жены Анны (Елены) Карловны Добраницкой (Хиршфельд), в браке с которой был рожден сын Казимир.

Шесть лет Мечислав Михайлович руководил Публичной библитекой, пока ему не вспомнили его меньшевистское прошлое. В 1935 году его исключили за это из рядов ВКП(б), затем уволилил с поста директора библиотеки. С апреля 1936 года и до ареста 23 августа 1937 года Добраницкий работал помощником редактора Ленинградского отделения Издательства социально-экономической литературы («Соцэкгиз»).

НКВД предъявило Добраницкому обвинения в связях с германской разведкой и подготовке террористических актов. 29 октября Мечиславу Михайловичу вынесли смертный приговор, который был приведен в исполнение 5 ноября 1937 года. Ему было 55 лет.

Вместе с Мечиславом Михайловичем репрессиям подверглись члены его семьи от обоих браков.


Вторую его жену — Сусанну Филипповну Добраницкую (Ванслибен) — органы НКВД вывели из "дома Плеханова" 16 октября 1937 года. Она к тому времени работала преподавателем немецкого языка. Вскоре за «шпионаж» Сусанна Филипповна получила расстрельный приговор. 24 ноября 1937 года он был приведен в исполнение. Ей был 41 год.

Арестована была в Москве и первая жена Добраницкого Анна (Елена), сын Мечислава и Анны Казимир, брат Анны Артур. Они тоже погибли в годы Большого террора. Жена Артура была выслана в лагеря, дочь покончила с собой после ареста родителей.

«Последний адрес» получил заявки на шестерых членов этой семьи от родственницы, живущей за рубежом; работа над установкой знаков проекта московской ветви семьи Добраницких продолжается.

Муж и жена Добраницкие были впоследствии полностью реабилитированы. Это значит, что их дела были сфальсифицированы.


Церемония установки таблички "Последнего адреса: фото


Фото: Николай Иванов


Мы с большим сожалением сообщаем, что несмотря на полученное ранее разрешение на установку памятных знаков, обе таблички были демонтированы. Тем не менее, мы не теряем надежды на то, что они будут восстановлены.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.