Прага, улица Краткого 143/3
На карте На карте

| 27 июня 2017
Йозеф Мацей (ABS, sbírka Správa
vyšetřování StB – vyšetřovací spisy (V),
arch. č. V-2710 MV)

Йозеф Мацей родился в 1905 году в селении Кошицка Бела (Словакия) в многодетной семье. Он был одним из восьми братьев. Его отец уехал на заработки в США, но время от времени приезжал на родину. В 1915 году Йозеф закончил пять классов начальной школы, затем  помогал отцу по хозяйству. Его мать к тому времени умерла.

В 1925 году Мацея призвали в армию. Он служил в 35-м пехотном полку в городе Плзень. В 1932 году Мацей обратился с просьбой о переводе в Прагу. Он окончил полицейские курсы во 2-м округе Праги, откуда был направлен на службу в полицейское управление 9-го округа, где и служил до 1939 года. После начала немецкой оккупации и образования «Протектората Богемия и Моравия» Йозеф Мацей служил в полиции. До 1943 года он был штатным сотрудником в окружном управлении в Высочанах, где поселился с семьей, затем выполнял канцелярскую работу. Еще в 1933 году Йозеф женился на Анне, урожденной Антошовой, у них было двое детей.

В 1948 году Мацей вступил в Коммунистическую партию Чехословакии.

На службе он сблизился с несколькими коллегами, сотрудниками полиции Йозефом Кминеком, Карелом Стрмиской, Олдржихом Свободой, Йозефом Фитцем, Яном Воржехом и Вацлавом Фоусом. Они вели достаточно откровенные  разговоры о напряженной политической ситуации в Чехословакии и в мире в целом. Однако окружное полицейское управление было не лучшим местом для политических дебатов, так что обсуждать интересовавшие их темы коллеги продолжали вне службы. Собираясь дома у Карела Стрмиски, они слушали передачи чешского эмигрантского радиовещания из Лондона и спорили о том, удержатся ли коммунисты у власти. Друзья пришли к выводу, что из-за своей агрессивной, склонной к насилию и беззаконию политики правление коммунистического режима не будет долгим. Стрмиска познакомил Мацея с Ярославом Сайверой, который привлек его к подпольной работе. Та заключалась в распространении журнала «Голос свободной республики», в который участники группы иногда писали собственные заметки. Они считали, что нужно подключиться самим и привлечь близких им людей к деятельности, которая позволила бы в нужный момент нанести поражение режиму.

Кроме того, коллеги решили организовать сбор помощи – деньгами и карточками на продукты питания – семьям тех сотрудников полиции и органов безопасности, которые оказались после прихода коммунистов к власти в 1948 году под арестом по политическим причинам. Одним из таких людей был уволенный из правоохранительных органов Антонин Шваб – отец троих детей, страдавший туберкулезом.

Кроме организации сбора помощи, Йозеф Мацей также выполнял задания, которые ему давал Карел Стрмиска. Последний передавал полученную информацию через своего товарища Ярослава Сайверу и через сотрудника машиностроительного предприятия ЧКД (Чешско-моравская Колбен-Данек – одна из крупнейших чешских марок в области машиностроения и электротехники, выпускавшая, в том числе, трамваи и электровозы) Михаэла Паппа, который был также членом комиссии по безопасности 9-го округа Праги, Йозефу Власатому, бывшему сотруднику канцелярии Чешской национальной социалистической партии. Власатый был главой пражской части подпольной группы. Другим посредником являлся Фердинанд Тржебизский, который передавал полученные материалы своему связному, действовавшему под кличкой «Конь», имевшему контакты с дипломатическими представительствами западных стран. Через канадское посольство в Праге разведывательные сведения попадали к эмигрантскому деятелю Олдржиху Дамиану. Перед передачей информации на Запад Власатый отдавал материалы майору Йозефу Новотному для окончательной обработки. В свою очередь, Власатый получал от иностранных дипломатов зарубежную прессу и нелегальные «антигосударственные» издания (журналы «Трибуна», «Свободные голоса» или «Новости из изгнания»), письма и заметки для подпольного издания «Голос свободной республики». Часть информации, передаваемой пражской группе, поступала через французское посольство и, по ряду свидетельств, направлялась находившемуся в эмиграции во Франции бывшему министру экономики Чехословакии Губерту Рипке. Тот вел переписку с майором Новотным, в которой сообщал ему о состоянии дел в чехословацких эмигрантских кругах во Франции.

Йозеф Мацей собрал для Стрмиски ряд засекреченных сведений – коды и пароли, необходимые для доступа в краевой совет, другие административные здания и в аэропорт. Собранные сведения Мацей дважды оставлял в ящике для корреспонденции Михаэла Паппа, а один раз передал ему их лично. Стрмиска также получил задание добыть информацию о структуре органов Корпуса национальной безопасности (КНБ - орган, объединявший полицейские службы и подразделения госбезопасности в коммунистической Чехословакии) и СтБ (госбезопасность), действовавших на ряде крупнейших предприятий в Праге, и план действий правоохранительных органов на случай кризисной ситуации. Поскольку Мацей был в окружном управлении КНБ 9-го округа в Высочанах также ответственным за оружейную комнату, он намеревался, если судить по материалам обвинения, в случае вторжения с Запада отобрать у сотрудников управления служебные автоматы под предлогом технического обслуживания и раздать их своим проверенным людям из числа коллег по КНБ. За это «предательство трудового народа», как утверждало следствие, Мацей должен был в случае победы антикоммунистических сил получить высокую должность в аппарате безопасности новой власти. Кроме того, подпольная группа собрала информацию о производстве танков и бронетранспортеров на заводе ЧКД «Сталинград», о пражском аэропорте Рузине, учениях Народной милиции (вооруженные рабочие отряды, организованные Компартией Чехословакии, участвовавшие в захвате ею власти в феврале 1948 года и позднее включенные в число силовых структур нового режима), о численности и вооружении сотрудников отделений КНБ в 9-м, 3-м и 11-м округах Праги и городе Чески Брод, и другие разведданные. То, что подпольщики передавали на Запад также информацию политического и экономического характера, следователи госбезопасности считали само собой разумеющимся. Коллега Мацея Йозеф Кминек выкрал из сейфа отделения госбезопасности план стратегически важных промышленных объектов, добыл шифровальные коды и обучил Карла Стрмиску ими пользоваться. Йозеф Мацей был арестован 29 сентября 1951 года. По мнению обвинения, особо отягчающим обстоятельством для него стал тот факт, что в случае прихода иностранных войск он должен был отвечать за вооружение своей подпольной группы.

Государственный суд в Праге 22 декабря 1951 года приговорил Йозефа Мацея по обвинению в государственной измене и шпионаже к смерти. Мацей подал апелляцию, указав на то, что формулировка обвинения в измене неточна, поскольку он лично сбором оружия не занимался. Суд ответил, что для совершения акта измены было достаточно иметь оружие в своем распоряжении, что было равнозначным его сбору. Смертный приговор 28 мая 1952 года был подтвержден судом высшей инстанции и приведен в исполнение 8 августа того же года. Вместе с Йозефом Мацеем были приговорены к смерти и казнены также Карел Стрмиска и Йозеф Кминек.

31 октября 1990 года Высший военный суд в городе Пржибрам постановил отменить приговор в отношении Йозефа Мацея и остальных осужденных и полностью их реабилитировал.

 

Церемония установки памятного знака "Последнего адреса" (фото с сайта www.ustrcr.cz)


Фото: Михаэла Стоилова


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.