В 1930-е годы в стране полным ходом шла индустриализация, и многие рабочие, строители, инженеры со своими семьями с разных концов страны ехали на новостройки восполнять нехватку рабочих рук и начинать новую жизнь. Среди таких новостроек был и Березниковский химкомбинат, завод-гигант. Одновременно с ним возводился и новый город – Березники. В середине 1930-х годов он состоял из нескольких улиц, среди которых – улица Индустриализации. Вдоль нее расположились современные по тем временам трехэтажные дома. Дом № 2 по улице Индустриализации (ныне – Ардуановский переулок) сегодня снесен, и на его месте пустырь, но соседние дома еще сохранились – такие же свидетели эпохи индустриализации и первых пятилеток.
В базах «Мемориала» есть имя, связанное с этим домом, – Витольд Иосифович Свидерский. Заявку на установку мемориальной таблички подал его внук Андрей Мельцер.
Витольд Иосифович Свидерский родился в 1895 году в городе Воткинске (ныне – Удмуртская Республика) в семье смотрителя Воткинского завода, потомственного дворянина. В годы НЭПа Свидерский был председателем акционерного общества.
В 1930 году вместе с семьей он переехал в поселок, будущий город Березники, работал на строительстве Березниковского химкомбината. В 1932–1937 годах Витольд Иосифович занимал должность начальника монтажного участка Березниковского химкомбината.
В Березниках в годы Большого террора сотрудники НКВД «разоблачали» сотни «шпионов» японской, немецкой и других разведок. Среди «разоблаченных» оказался и Свидерский, который был арестован Ворошиловским РО НКВД 16 декабря 1937 года. Имя Витольда Иосифовича в протоколах допроса появляется среди участников немецкой шпионской диверсионной организации. Такое страшное обвинение «подкреплялось» рядом диверсий в 1931–1936 годах на химкомбинате, якобы совершенных Свидерским, и «фактами» шпионской деятельности. В обвинении упоминается и социальное происхождение (сын дворянина), и национальность (поляк). Свидерского обвинили по статье 58, пункты 6 и 9 УК РСФСР. Он якобы сам «признал свою вину полностью». 15 января 1938 года ему зачитали приговор – высшая мера наказания, который был приведен в исполнение через месяц – 11 февраля 1938 года. Ему было 43 года. У него остались жена и двое детей.
В 1957 году в результате проведенной по указанию военной прокуратуры Уральского военного округа дополнительной проверки стало очевидно, что «никаких материалов о проведении Свидерским шпионской деятельности к моменту его ареста в распоряжении органов следствия не имелось». Военный трибунал Уральского военного округа реабилитировал его посмертно.
А в 1993 году дочь Витольда Иосифовича, Ия Витольдовна получила письмо от следственных органов о реабилитации отца, которое заканчивалось так: «Выражаем Вам, Ия Витольдовна, искреннее сочувствие в связи с трагедией, постигшей Вашу семью».
Архивные фотографии и документы следственного дела |
Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото |
Фото: Степан Кириченко