Москва, Покровский бульвар, 14/5

| 24.09.2017
Бывший жилой дом ВСНХ был спроектирован архитектором Василием Сергеевичем Мартыновичем в 1930 году. Годом ранее тот же В.С. Мартынович разработал проект телефонной станции на Покровском бульваре — знаменитой Таганской АТС, снесенной, к сожалению, городскими властями в 2016 году несмотря на протесты москвичей.
Согласно базам «Мемориала», 26 жильцов этого дома были расстреляны в 1930-е годы. Двоим из них – агроному Григорию Алексеевичу Кардышу и юристу Евгению Брониславовичу Пашуканису — мы уже установили мемориальные знаки в октябре 2016 года. Сегодня на доме появились еще две таблички — Александру Львовичу Курсу и Владимиру Александровичу Усиевичу.

Александр Львович Курс родился в 1892 году в Брест-Литовске в семье врачей. Его отец был военным фельдшером, мать – акушеркой. Еще учась в гимназии, он вступил в партию эсеров, а в 1906 году был впервые арестован и сослан в Нарымский край, где познакомился с Яковом Свердловым.

Из ссылки Александр Курс вернулся в 1911 году и почти сразу же уехал в Лондон, где прожил шесть лет. Там он начал свою журналистскую карьеру, работая репортером частных изданий.

В Россию Курс вернулся в 1918 году и поселился в Одессе, где вскоре ему пришлось уйти в подполье. Через какое-то время ему удалось уйти из города, занятого белыми, и он попал в расположение 45-й стрелковой дивизии 12-й Красной армии, с которой по тылам противника вышел из окружения. Потом Курс участвовал в боях с войсками Юденича и белополяками, работал в политотделе 12-й армии, печатался в армейской газете под псевдонимом «А. Юрченко». Тогда же Александр Львович познакомился и подружился с комиссаром 12-й армии Сергеем Сырцовым.

В 1919 году Курс вступил в ВКП(б). В июне 1920 года он был назначен редактором киевской газеты «Красная армия», а с января 1921 года — редактором одесской партийно-хозяйственной газеты «Станок». Здесь он познакомился с Константином Паустовским, выпустил свою первую книгу «Красноармейская лирика» о творчестве своего фронтового товарища, поэта Геннадия Коренева. В 1922 году Курс был назначен ответственным секретарем газеты «Коммунист» органа ЦК КП(б) Украины.
Он “проявил себя как исключительно талантливый, совершено нового, большевистского склада журналист и как блестящий организатор газетного дела. Он вносил в это дело настоящую страсть и любовь, заражая ими коллектив”, — писал о нем много позже его соратник по журналистскому цеху Петр Борисович Краснов.

В 1924 году Курс по приглашению Сырцова переехал в Москву и устроился инструктором в Агитпропотдел ЦК ВКП(б). Затем Александр Львович работал редактором в журнале “Журналист”, позже – в газете “Кино” и журнале “Советский экран”. С этим журналом сотрудничали Эдуард Багрицкий и Осип Мандельштам, в нем печатались материалы о новинках отечественного и зарубежного кинематографа, Исаак Бабель опубликовал в журнале свой сценарий по роману Шолом-Алейхема «Блуждающие звезды».
Благодаря этой работе Курс близко познакомился со многими известными писателями, критиками, работниками кино — Владимиром Маяковским, Виктором Шкловским, Исааком Бабелем, Ильей Эренбургом. Тогда же Александр Львович решил попробовать себя в качестве сценариста. В 1925-26 году он написал свой первый сценарий «Журналистка». Фильм вышел на экраны под названием «Ваша знакомая», правда, под давлением партработников режиссеру Льву Кулешову пришлось сценарий серьезно переделать.

В конце 1926 года Курс вслед за Сырцовым уехал в Новосибирск, где сначала работал инструктором, а затем заместителем заведующего отдела печати Сибкрайкома ВКП(б). В декабре 1927 года он был назначен ответственным редактором газеты «Советская Сибирь», позже — редактором нового литературно-публицистического журнала «Настоящее», который довольно быстро стал популярным изданием. В нем печатались большие литературные и публицистические материалы, линогравюры, рисунки, стихи. В 1928 году журнал был отмечен на Кельнской выставке печати.
Сам Курс печатал довольно острые статьи на литературные темы, которые не всем были по вкусу.
“Воззрения Курса как художника были намного шире его литературоведческих взглядов. В нем происходила болезнь роста, жила одержимость в поисках нового, он даже, как и Маяковский, недолюбливал А. В. Луначарского за его призыв вернуться к классическому наследию”, — пишет кинокритик Аркадий Бернштейн в своей работе “Время и дела Александра Курса”.

В 1928 году Курс напечатал несколько китических статей о Максиме Горьком, тот ему ответил в газете “Известия”, где вышла статья «Рабочий класс должен воспитывать своих мастеров культуры» в которой назвал Курса “анархистом” и “вредителем”: “У нас в области оценок воспитательного значения художественной литературы не все благополучно. Особенно заметно это в провинции. Вот пример: редактор «Советской Сибири», краевой газеты, Курс, — бывший анархист, как мне сказали, — организовал гонение на художественную литературу, и один из его сторонников, некто Панкрушин, заявил, что «художественная литература реакционна по своей природе». Это, конечно, провинциальное истолкование теории покойника «Лефа». С моей точки зрения, — не цеховой, а с точки зрения человека, который лет пятьдесят наблюдал и до сего дня наблюдает революционно-воспитательное значение литературы, — Панкрушин не только малограмотный парень, а человек, которого я считаю себя вправе назвать бессознательным «вредителем» в области культурной работы. Далее: при газете организована литературная страница. Но некий товарищ Гиндин заявляет литкружку: «Партия и Советская власть не для того дали бумагу, чтобы печатать на ней стихи и рассказы». Литературная страница ликвидируется. Рабочий класс не может и не должен признавать таких мудрецов, весьма похожих на вредителей культурной работы, мастерами культуры. А таких «вредителей», занимающих более или менее командные должности в прессе, журналистике и т.д., у нас не мало».
В конце декабря 1929 года Постановлением ЦК ВКП(б) Александр Львович был снят с поста главного редактора, а в ноябре 1930 года его исключили из партии по обвинению в поддержке т. н. «право-левацкого блока Сырцова-Ломинадзе» и даже арестовали, но через две недели выпустили и позже восстановили в партии.

После этого Курс вернулся в Москву, где сначала работал преподавателем Коммунистического института журналистики, затем по договорам как киносценарист на киностудиях «Межрабпомфильм» и «Союзмультфильм». Именно к этому времени относятся его самые значительные киноведческие и сценарные работы, хотя его первая книга о кино — «Самое могущественное» — была издана еще в 1927 году.
В 1933 году вышел на экраны ставший знаменитым и любимым многими поколениями зрителей фильм режиссера Льва Кулешова “Великий утешитель” по сценарию Курса. На съемках Курс встретился со своим старым знакомым, режиссером-аниматором Иваном Ивановым-Вано. По сценариям Курса он снял два мультфильма: "Сказка о царе Дурандае" (совместно с В. и З. Брумберг, "Межрабпомфильм", 1934 год) и "Котофей Котофеевич" ("Союзмультфильм", 1937 год).
Еще пять сценариев Курса так и остались нереализованными: "Быстрее, Америка", "Веселый кусок хлеба" и сценарии по произведениям А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности" и "Медведь".

1 июля 1937 года Александра Львовича Курса арестовали.
Согласно обвинительному заключению, «органами ГУГБ НКВД вскрыта и ликвидирована контрреволюционная террористическая организация правых, ставившая себе целью свержение Советской власти и реставрацию капитализма в СССР». Руководителем этой организации, конечно же, оказался давний друг и соратник Курса, к тому же еще и сосед по дому на Покровском бульваре Сергей Сырцов (он был расстрелян в сентябре 1937 года).
По мнению следствия, «практическая преступная контрреволюционная деятельность обвиняемого Курса А.Л. выразилась в том, что он в 1928 году совместно с Сырцовым, организовав в Новосибирске литературный журнал “Настоящее”, использовал его как легальную базу для сколачивания контрреволюционного элемента». Курс якобы способствовал тому, что на страницах руководимых им журналов печатали свои «контрреволюционные» статьи правые и троцкисты, «выступавшие с клеветой на партию».

В обвинительном заключении особо подчеркивалась «связь» Курса с Сырцовым: Курс якобы «предоставлял свою квартиру для нелегальных сборищ организации и кроме того присутствовал на всех ее нелегальных сборищах, происходивших также на квартире Сырцова». Там “враги народа”, по мнению следователя, обсуждали «методы борьбы с ЦК ВКП(б), одабривая (так в оригинале. – ред.) предложения о совершении террористических актов над руководителями партии».

Но следователю всех этих ложных обвинений было мало, и он добавил в дело Курса еще и шпионаж, припомнив ему его лондонский период жизни: «Курс являлся агентом Интеллиндженс Сервис (так в оригинале. — ред.), которой был завербован во время нахождения в эмиграции в период с 1913 по 1917 год. Названной разведкой Курс был переброшен в СССР и по ее заданию вел активную разведывательную работу».

30 декабря 1937 года Александра Львовича приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Курсу было 45 лет. У него осталась жена и взрослый сын. Рахиль Ароновна была арестована, когда она принесла мужу первую передачу на Лубянку. Ее приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей. Срок она отбывала в печально известном Акмолинском лагере, откуда освободилась в июне 1943 года. Их сын Рувим, студент исторического факультета МГУ, также был арестован и провел в лагерях и ссылках 17 лет.
Александр Львович Курс был реабилитирован в 1956 году.

Документы следственного дела А.Л. Курса*
 
***

Владимир Александрович Усиевич родился в 1896 году в Тамбове. Получил высшее образование.

С 1923 по 1928 годы он работал ответственным секретарем Народного комиссариата земледелия РСФСР, затем — помощником управляющего делами СНК РСФСР, заместителем управляющего делами СНК РСФСР. В октябре 1920 года Владимир Александрович был назначен управляющим делами СНК РСФСР.

В 1932 году он выехал в Финляндию в командировку и работал там год заместителем торгового представителя СССР в Финляндии.
Вернувшись в Москву в 1933 году, Усиевич занял пост председателя объединения “Союзкиноэкспорт”, а в ноябре 1934 года был назначен на должность заместителя начальника Главного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) при СНК СССР.
В 1935 году Усиевич вместе с тогдашним главой ГУКФ Борисом Шумяцким, режиссером Фридрихом Эрмлером и кинооператором Владимиром Нильсеном ездил в Америку, знакомился в работой Голливуда, встречался с Чарли Чаплиным и другими американскими режиссерами и актерами.
Владимир Александрович был арестован 12 декабря 1937 года и через три с половиной месяца – 21 апреля 1938 года — приговорен к высшей мере наказания по обвинению в “шпионаже”. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.
Владимир Александрович Усиевич был реабилитирован в 1956 году.

*Публикуется с разрешения родственников репрессированного.

Церемония установки табличек «Последнего адреса» А. Курсу (видео) и В. Усиевичу (видео)


Фото: Оксана Матиевская
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о двадцати двух репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.