Почти всю нечетную сторону Богословского (ныне Петровского) переулка в середине XVIII века занимала усадьба купца С. Тетюшенинова с огромным садом. В конце XIX века усадебный сад был застроен доходными домами, принадлежавшими московскому купцу и меценату А.А. Бахрушину. В одном из корпусов этого комплекса зданий в 1919 году непродолжительное время у своего друга, поэта А.Н. Мариенгофа жил Сергей Есенин, о чем свидетельствует мемориальная доска. В разные годы в доме № 5 по Петровскому переулку обитали представители театрально-творческой интеллигенции: актеры Марк Бернес, М.И. Бабанова и Д.Н. Орлов, балерина Суламифь Мессерер, композитор Кирилл Молчанов и др.
Согласно базам «Мемориала», по меньшей мере шестеро жителей этого дома были репрессированы. Заявку на установку мемориального знака одному из них — Самуилу Аркадьевичу Тайцу — подала нам его дочь Нина Самойловна (Самуиловна) Тайц, автор книги “Линия жизни в письмах и документах 1895-1944. Воспоминания дочери” и одной из глав в недавно изданной «Мемориалом» книге “Папины письма”.
Тайц Самуил Аркадьевич, Варшава, 1914 г. |
Самуил Аркадьевич Тайц родился в 1895 году в Варшаве, в семье среднего достатка, в которой, помимо Самуила, было еще пятеро сыновей. Окончив гимназию в 1914 году, юноша был принят по жребию в Императорский Варшавский университет на медицинский факультет и с первых же дней войны начал работать санитаром в лазаретах и отрядах Красного Креста в Варшаве. Вскоре семья в полном составе бежала от немцев в Москву, где поселилась в доме №5 по Богословскому переулку. Самуил же поехал в Ростов-на-Дону, куда переехал Варшавский университет, и продолжил заниматься на медицинском факультете.
Из краткой автобиографии Тайца:
"С момента организации Красной Гвардии ростовскими рабочими (август 1917 года) я принимал участие в ее формировании, подготовляя и обучая при штабе Красной Гвардии ее санитарные отряды, а с переходом ее на боевое положение (ноябрь 1917 год) был начальником санитарного отряда боевого участка Ростов – Нахичевань – Батайск, оказывая непосредственную помощь в местах боев. В день взятия Ростова белыми, оставил город с остатками Красной Гвардии, вернувшись туда лишь при обратном взятии".
В 1916 году Самуил познакомился со своей будущей женой, Цецилией Соломоновной Аруин, врачом-стоматологом. В 1919 году он закончил Первый Московский медицинский институт.
С 1925 по 1930 годы Самуил Аркадьевич заведовал Симоновским амбулаторным объединением (туда входили заводы «Динамо», «Амо», «Парострой» и др.). В июле 1929 года решает целиком заняться наукой и проходит по конкурсу в Институт охраны труда им. Обуха. В 1932 стал кандидатом медицинских наук. К моменту ареста в феврале 1938 года 42-летний Самуил занимал должность начальника Отдела промышленной санитарии Всесоюзной Государственной Санитарной Инспекции Наркомздрава СССР (должность зам. министра). По совместительству работал врачом Малого театра. Через три месяца после ареста, 26 мая 1938 года, Особым Совещанием НКВД был осужден по обвинению в шпионаже на 8 лет лагерей.
“Папу отправили в исправительно-трудовые лагеря на Дальний Восток. Первую весточку мы получили от него 21 июля 1938 года, в почтовом ящике оказалась коробка от папирос с нашим адресом, в ней мундштук, на котором был написан текст. Затем такие же письма стали поступать по мере продвижения на Восток. Несмотря на тяжелейшие условия жизни, вопиющую несправедливость обвинения, его письма полны оптимизма, в них описания природы Колымы; они проникнуты заботой, содержат мудрые советы мне и всей семье”, — вспоминает его дочь Нина.
На Колыме после лесоповала и цинги Самуил Тайц стал работать врачом на разных приисках — Усть Утиная, Нижний Сеймчан, Дусканья — лечил и заключенных, и вольнонаемных, и семьи начальников. Самуил Аркадьевич скончался в заключении, в октябре 1944 года. Реабилитирован посмертно в 1955 году.
19 апреля 2015 года мы разместили на доме памятный знак "Последнего адреса": фото, видео.
Фото: Федор Флягин