Дом № 1 по улице Маяковского находится на пересечении с Невским проспектом. Здание состоит из трех домов, построенных в разное время; самая старая его часть фасадом выходит на Невский и построена в 1839 году, а когда улицу Маяковского пробивали до Невского в середине XIX века, то в 1866-1870 годах появились еще два корпуса строения, возведенные архитектором Михаилом Макаровым в эклектичном стиле, основу которого составил французский неоренессанс.
До революции домом владело несколько поколений семьи Яковлевых, сдававшей часть его помещений в наем и содержавшей в нем каретную фабрику.
Пока известно о трех жильцах этого здания, ставших в советское время жертвами государственного террора.
Иван Осипович Жусин, родившийся в Петербурге в 1908 году, образования не получил, в партию большевиков не вступал. Он был литовцем, работал простым токарем на Государственном союзном механическом заводе № 103, подчинявшемся Наркомату оборонной промышленности СССР.
Ивана Жусина арестовали 14 февраля 1938 года и вскоре — 25 марта — за «измену Родине» приговорили к расстрелу, который был произведен 2 апреля того же года. Ивану Осиповичу Жусину было 30 лет.
Начальником импортного отдела Ленвнешторга работал латыш Карл Борисович Калнин. Он родился в 1887 году в Сауснинской волости Венденского уезда Лифляндской губернии. В 1908 году вступил в большевистскую партию, в которой состоял до ареста.
4 декабря 1937 года за Карлом Калниным пришли сотрудники НКВД, вскоре «сшившие» на него дело по статьям 58-6-9 — «шпионаж» и «причинение ущерба государственному имуществу». 11 января 1938 года Калнин был приговорен к смерти, а 18 января расстрелян. Ему было 50 лет.
Всеволод Борисович Кондратьев, родившийся в 1907 году в городе на Неве, не успел закончить вуз. Он не был партийным человеком, работал инженером-строителем 8-й ГЭС Ленэнерго.
Арест Всеволода Кондратьева произошел 1 ноября 1937 года и уже 19 ноября за «шпионаж» и «участие в террористической организации» инженер был приговорен к расстрелу, который был осуществлен 24 ноября — этот день считается одним из самых массовых расстрелов в истории города, было убито около 670 горожан. Всеволоду Борисовичу Кондратьеву было 30 лет.
Последующие пересмотры дел этих людей показали, что они были невинны. Все трое полностью реабилитированы.
Церемония установки таблички "Последнего адреса" (фото)
Фото: Николай Иванов