Пермь, улица Ленина, 60
На карте На карте

| 30 октября 2017
Перекресток улиц Ленина и Куйбышева в Перми ежедневно пересекают тысячи прохожих, тысячи машин, сотни автобусов, троллейбусов, трамваев. Вокруг перекрестка расположены важные краевые и городские учреждения: администрация губернатора Пермского края, Пермская краевая филармония, гостиница, торговые центры… Но еще несколько десятилетий назад здесь все было по-другому: в округе располагались лишь одно- и двухэтажные дома, а в квартале от перекрестка, там, где сейчас сквер, была главная площадь города — площадь Окулова.
На месте нынешнего торгового центра «Колизей Атриум» находился дом по адресу улица Ленина, 74 (нумерация 1930-х годов). Это был обычный двухэтажный жилой дом, каких в округе десятки. В списке «Мемориала» есть имя, связанное с этим домом, — Лейб Ицикович Райхруд. Заявку на установку мемориальной таблички подала сотрудник пермского Фонда «Новая коллекция» Любовь Орлова.

Лейб Ицикович Райхруд родился в 1887 году в городе Двинск (ныне — латвийский город Даугавпилс) в семье рабочих. Службу в армии он проходил на Дальнем Востоке, а в конце 1920-х годов уже жил в Перми вместе с семьей: женой и двумя детьми, работал столяром в модельном цехе завода № 172 (ныне — ПАО «Мотовилихинские заводы»). По воспоминаниям его дочери Тамары Лейбовны, «отец был трудолюбивым, уважаемым простым человеком».

Ночью 11 января 1938 года в квартиру к семье Райхруд постучали. Это были сотрудники ГО НКВД, они пришли арестовать главу семейства.

«Вы арестованы как активный член Латышской шпионско-диверсионной организации, действовавшей по заданию латышской разведки на территории г. Молотово (ныне — Мотовилихинский район города Перми. — ред.)», — услышал он уже на следствии. По версии сотрудников НКВД, члены этой организации ставили своей задачей «собирать шпионские сведения и проводить диверсионную деятельность во всех отраслях народного хозяйства». Лейб Ицикович был обвинен сотрудниками НКВД в вербовке в организацию семерых человек, а также в умышленном поджоге дома рабочего завода № 19 (ныне — АО «ОДК-Пермские моторы»), в 1936 году — поджоге зернохранилища, в 1937 году — порчи трансформаторной будки, снабжавшей электричеством завод № 172. Эти «преступления» подпадали под статью 58 ч. 9, 11 УК РСФСР.

7 февраля 1938 года Лейб Ицикович услышал свой приговор: высшая мера наказания, расстрел, который был приведен в исполнение 2 марта 1938 года.
Его супругу, Марию Васильевну выгнали с работы, а всю семьи — из дома. «Годы после ареста отца были очень тяжелые, — вспоминает Тамара Лейбовна. — Мы с младшим братом просили подаяние, постоянно искали поесть. Мама работала, но нам не хватало на жизнь. Жили в Перми, в конце улицы Ленина».
В 1957 году Лейб Ицикович Райхруд был реабилитирован посмертно Военным Трибуналом Прикарпатского военного округа. В определении особо отмечалось, что «бывшие сотрудники НКВД Зырянов и Былкин, участвовавшие в расследовании по делу Райхруда, осуждены за незаконные массовые аресты и фальсификацию следственных дел».

Документы следственного дела* Фотографии таблички
«Последнего адреса»

* Опубликовано с разрешения родственников репрессированного.

Фото: Александр Чернышов


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.