Четырехэтажное здание на пересечении Невского проспекта и Полтавской улицы появилось в 1862 году стараниями архитектора Алексея Кирилова. Дом с неброскими чертами относится к так называемой «фоновой застройке» Петербурга. По имени владельца, надворного советника Степана Воронина, эта постройка стала называться доходным домом Воронина. Кроме квартир, сдававшихся в аренду, здесь располагались гильзовая фабрика «Лебедь», аптека, мелочная и хлебная лавки, часовой и цветочный магазины, мебельно-столярная мастерская.
Здесь же с семьей проживал военный инженер 3 ранга Нахман Давидович Абрамов. Он родился в 1905 году в еврейской семье в селе Саблино Херсонской губернии. После окончания в Ростове-на-Дону Политехнического института Нахман Абрамов работал инженером-строителем. В 1936 году он вступил в ряды Красной Армии. До ареста, который произошел 31 августа 1937 года, Абрамов был начальником управления военно-строительных работ № 260 Приволжского военного округа и начальником УВСР № 224 Ленинградского военного округа.
Нахман Давидович Абрамов с женой Вероникой Самойловной Машкевич |
Сотрудники НКВД обвинили Нахмана Давидовича в том, что «с 1935 года по день ареста состоял активным членом контрреволюционной организации, созданной участниками военно-фашистского заговора, проводившей подрывную работу на военном строительстве ПриВо с целью подрыва обороноспособности страны и мощи РККА; лично сам создал контрреволюционную группу на 260-м военстройучастке и возглавил подрывную работу этой группы; вместо добросовестного выполнения порученной ему работы по заданию участника контрреволюционного военно-фашистского заговора сорвал строительство ряда важнейших объектов в Саратовском гарнизоне – казармы, дома начсостава, клуба; производил строительство объектов без смет и прочей технической документации, умышленно перерасходовал средства путем широкого применения неплановых работ».
2 февраля 1938 года военным трибуналом Приволжского военного округа Нахман Абрамов был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества и лишению звания «военный инженер 3 ранга».
Однако 10 апреля 1938 года Судебно-надзорная коллегия Верховного Суда СССР пересмотрела дело Абрамова, и он вместо расстрела получил 20 лет лишения свободы.
Нахман Давидович был сослан в Севвостлаг.
Он прибыл в бухту Нагаево, где 26 августа 1938 года в возрасте 33 лет скончался от «паралича сердечной мышцы».
Когда Нахмана Давидовича уже не было в живых, в апреле 1940 года по его делу опять был суд, дело было пересмотрено, а приговор изменен с 20 лет до пяти лет лишения свободы…
В 1958 году, когда Нахман Давидович Абрамов был полностью реабилитирован, все три приговора были признаны неправомочными, основанными на «ложных обвинениях». (см. Письмо о реабилитации).
Церемония установки таблички "Последнего адреса" (фото)
Фото: Наталья Шкуренок
*** |
Книга памяти "Ленинградский мартиролог" содержит сведения о еще троих
репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором
установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте. |