Дом № 30 по улице Лабутина, выходящий другим своим фасадом на начало Калинкина переулка, появился в 1890 году стараниями архитектора Михаила Львова, который обратился к западноевропейской архитектуре и эклектично смешал в облике здания черты классицизма, ренессанса и позднего барокко. В адресной книге "Весь Петербург" за 1894 год владельцем дома указан Семен Пушкин, занимавшийся мусорным извозом, зеленной и мелочной торговлей.
Здесь в 1930-х годах проживала латышка Иоганна Гедартовна Прейман. Она родилась в 1888 году в Риге, окончила три класса сельской школы. В партию большевиков Иоганна Прейман не вступала, работала буфетчицей на судах дальнего плавания.
2 декабря 1937 года заместитель начальника управления НКВД ЛО старший майор госбезопасности Шапиро подписывает постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения Иоганне Гедартовне Прейман в том, что она «достаточно изобличается в том, что является агентом иностранной разведки, занимается шпионской работой на территории СССР».
3 декабря 1937 года ее арестовали. При обыске изъяли паспорт, пропуск в Ленторгпорт, две фотографии и два молитвенника.
Затем в деле идет справка о том, что Иоганна Прейман «является перебежчицей, в 1921 году нелегально перешла границу, имеет родственников в Латвии, с которыми поддерживает связь». В этой же справке утверждается, что Прейман, «будучи антисоветски настроена и являясь агентом иностранной разведки, занимается шпионской деятельностью в пользу Латвии».
Из анкеты арестованной ясно, что с 1 сентября 1937 года Иоганна Прейман находилась на иждивении у мужа – кочегара парохода «Луга» В. П. Чертополохова.
Дело было сфабриковано очень быстро — в нем всего один протокол допроса от 8 декабря. На допросе Иоганна Прейман сообщила, что прибыла в Советский союз по ходатайству Коминтерна. Из ответов буфетчицы можно узнать, что она арестовывалась один раз – в Риге в 1920 году, когда полиция разыскивала ее первого мужа Альфреда Прейман, которого считала дезертиром. Тогда Иоганна провела три недели в центральной рижской тюрьме. В Риге жили ее сестра и тетя, с которыми она общалась до 1931 года.
29 декабря 1937 года, всего три недели спустя ареста, Иоганна Гедартовна была приговорена к расстрелу за «шпионаж» и сразу же после Нового года, 3 января, приговор был приведен в исполнение. Ей было 49 лет.
Иоганна Гедартовна Прейман была реабилитирована в 1989 году.
Документы следственного дела | Церемония установки таблички «Последнего адреса» (фото) |
Фото: Николай Иванов
*** |
Книга памяти "Ленинградский мартиролог" содержит сведения о еще двоих
репрессированных, проживавших в этом доме: Борисе Федоровиче Дидрихсоне и Евгении Ивановиче Тарском. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором
установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте. |