Санкт-Петербург, 13 линия ВО, 32
На карте На карте

| 14 января 2018
Дом № 32 по 13-й линии Васильевского острова был возведен в 1910 году в классицизированном варианте модерна. Фасад сохранил в своем облике популярные элементы архаического убранства: гирлянды, вазоны, стригили, розетки, маскароны и руст.
В этом доме проживала семья Анатолия Дмитриевича Атавина, трудившегося в 1930-е рабочим на заводе «Красный гвоздильщик».
Заявку на установку мемориальной таблички подали родственники Атавина. Они же по крупицам воссоздали его биографию, которую мы публикуем ниже:
 
«О том, что у нашего прадеда Бориса Атавина был брат Анатолий, мы узнали из архивной справки Тюменского ФСБ по следственному делу нашего прадеда, расстрелянного в 1937 году. Из подробно процитированной анкеты арестованного выяснилось, что в семье Атавиных было шестеро детей: пять братьев - Борис, Константин, Сергей, Анатолий, Владимир - и сестра Софья. Судьба четырех братьев сложилась трагически: Сергей был расстрелян в Тюмени в 1920 году, Борис - в 1937 году, Анатолий умер в лагере в 1942 году, а Константин еще в 1922 году отступил с Белой армией к Харбину, и след его потерян.
Узнав об Анатолии, мы нашли его имя в базе жертв политических репрессий и запросили информацию о нем в архиве ФСБ Архангельской области. Из архивной справки мы узнали, что Анатолий был осужден за антисоветскую агитацию на восемь лет лагерей с поражением в правах и умер в БелБалтЛаге в 1942 году от упадка сердечной деятельности.
Об Анатолии Атавине известно немного. Он был четвертым сыном в семье Атавиных, родился в 1898 году в Тобольске уже после переезда семьи из Белоруссии в Сибирь. В военно-морском архиве обнаружились сведения о том, что Анатолий Атавин был по образованию моряком-подводником, окончил Специальные курсы подводного плавания в 1928 году, то есть был среди первых подводников Красной армии.
Из его послужного списка, который сохранился в архиве, удалось прояснить и другие детали его биографии.
Анатолий закончил восемь классов гимназии в Тобольске, до военной службы работал в канцелярии и давал уроки.
В декабре 1919 года он поступил добровольно в Первый Томский караульный полк, где служил писарем, а в 1920 году в Томске окончил Артиллерийские курсы Красной армии. В должности комвзвода Анатолий Атавин участвовал в военных операциях на Западном фронте, затем в 1925 году его направили в Военно-Морское училище в Ленинграде.
В составе учебного отряда он был в практическом плавании на крейсере «Аврора». С 1927-1929 годах был штурманом дальнего плавания на подводных лодках.
В июне 1931 года Анатолий Атавин был признан судом виновным в халатном исполнении своих должностных обязанностей, приведшем к гибели подлодки «Ёрш», и осужден на 10 лет лагерей. Более подробной информации об этом найти не удалось. Вопрос отбывания этого срока остается не ясным, поскольку арест Анатолия по политической статье произошел 25 июня 1938 года. В анкете арестованного занимаемая им должность указана как рабочий завода "Красный Гвоздильщик". Мы думаем, что в силу вынесенного в 1931 году обвинения он не мог более служить во флоте, но, очевидно, срок наказания был изменен.
В архиве Мемориала сохранилось имя жены Анатолия, Елизаветы Георгиевны Атавиной. Обсуждая в семье историю братьев Атавиных, мы вспомнили, что в ограде могилы нашей прабабушки (Веры Павловны Атавиной, жены расстрелянного в 1937 году Бориса Атавина) на Большеохтинском кладбище Петербурга похоронена некая Шалаева Елизавета Георгиевна, умершая в 1962 году. Старшее поколение семьи считало, что эта женщина была близкой подругой прабабушки. Только узнав о существовании Анатолия, мы поняли, что это дружили жены родных братьев, потерявшие мужей во время репрессий. Не просто дружили, но и желали быть рядом похоронены».
Детей у Анатолия и Елизаветы Атавиных не было.
 Анатолий Дмитриевич Атавин, осужденный 11 ноября 1938 года за «контрреволюционную агитацию и пропаганду» на восемь лет лагерей, 26 июля 1941 года прибыл в отдельный лагерный пункт № 4, где умер 31 мая 1942 года «от упадка сердечной деятельности» в возрасте 44 лет.
 
Анатолий Атавин был полностью реабилитирован в 1994 году».
 

Церемония установки табличек «Последнего адреса» (фото)


Фото: Михаил Князькин

***
Книга памяти "Ленинградский мартиролог" содержит сведения еще об одном репрессированном, проживавшем в этом доме: это Юрий Вильямович Лейст. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки ему мемориального знака, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Мы с большим сожалением сообщаем, что табличка по этому адресу была демонтирована неизвестными. Мы не теряем надежды на то, что она будет восстановлена.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.