Санкт-Петербург, 10-я линия Васильевского острова, 13
На карте На карте

| 25 марта 2018

Небольшой трехэтажный дом № 13 по 10-й линии Васильевского острова был возведен в начале XIX века. Затем он расширялся, реконструировался. Потом в здании на протяжении почти 50 лет располагалась мужская немецкая гимназия Мая. С 1910-х годов дом был перестроен под доходный и стал жилым.

Здесь была квартира художницы Веры Ермолаевой. Она родилась в селе Ключи Саратовской губернии в 1893 году, получила образование в Париже, Лозанне и Санкт-Петербурге. Вера с детства страдала серьезным недугом, могла передвигаться только на костылях или в корсете.

В 1918 году художница создала артель «Сегодня» и стала выпускать детские книжки. Вскоре после этого Вера Ермолаева поехала работать преподавателем, а потом и ректором Витебского художественно-практического института. Затем вместе с Малевичем участвовала в организации Уновиса (Утвердители нового искусства). В конце 1920-х годов Ермолаева активно работает, иллюстрируя детские книжки, сотрудничает с журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж». Тогда же, в 1929 году, Вера Ермолаева вместе с художникам В. В. Стерлиговым, К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, Н. М. Суетиным, А. А. Лепорской создает «группу живописно-пластического реализма». На квартире Ермолаевой проходили выставки, творческие «вторники» этих художников. В то время Вера Ермолаева устраивается на работу преподавателем детской художественной студии.

25 декабря 1934 года участников «группы пластического реализма» арестовали. Среди задержанных была и Вера Ермолаева. В деле фигурируют в основном художники Н.О. Коган, Г.А. Шмидт, Н.Д. Емельянов, М.Б. Казанская, П.И. Басманов, С.И. Фикс, Г.П. Фитингоф, Л.С. Гальперин, В.В. Стерлигов, О.В. Карташов, А.Б. Батурин, Н.М. Карнович, В.Н. Базилев, А.А. Татаринова. По постановлению УНКВД от 13 марта 1935 года следственный материал на Г.П. Фитингофа, В.М. Ермолаеву, Л.С. Гальперина, В.В. Стерлигова, О.В. Карташова, А.Б. Батурина, А.А. Татаринову, Н.М. Карнович, В.Н. Базилева как социально чуждых элементов был передан на рассмотрение Особого совещания. В отношении Г.А. Шмидта, Н.О. Коган, Н.Д. Емельянова, М.Б. Казанской, П.И. Басманова и С.И. Фикса, виновность которых не была установлена, следствие было прекращено.

Следователи отмечают, что «по имеющимся данным, Ермолаевой Верой Михайловной, бывшей дворянкой, раннее связанной с меньшевиками, за последнее время делается попытка сорганизовать вокруг себя реакционные элементы из среды интеллигенции. У Ермолаевой на квартире происходят законспирированные сборища группы лиц, которых объединяет общность политических установок».

Допросы начинаются с обвинений в создании антисоветских книжных иллюстраций. Во время обыска на квартире на Васильевском острове сотрудники НКВД конфисковали несколько графических листов, иллюстрирующих поэму Гёте «Рейнеке-лис». Следователи утверждали, что эти листы – «злонамеренная антисоветская клеветническая сатира на органы советской власти», потому что в период паспортизации 1933 года, когда Вере Ермолаевой долгое время не давали нового паспорта, она выполнила «в антисоветском духе пять иллюстраций к поэме Гёте «Рейнеке-лис». Действующие лица поэмы были взяты художницей из современной действительности. Рейнеке-лис — «проныра мелкого калибра, устроившийся на службу в ГПУ». Гринберг-барсук, по версии следствия, стал «начетчиком диалектического материализма и составителем марксистской энциклопедии». Гинцекот являлся «спекулянтом с юридическим образованием, любящим хорошо пожить». На одной из гравюр был изображен «Заяц-обыватель, дрожащий от страха перед тройкой по паспортизации - тремя волками, курящими, сидя за красным столом». Последний и единственный сохранившийся рисунок был назван сотрудниками НКВД так: «Роман под тремя громкоговорителями. Рейнеке-лис проводит служебные досуги в радостях жизни».

Веру Михайловну Ермолаеву за «антисоветскую деятельность, выражающуюся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию» сослали на три года в лагеря.

29 марта 1935 года Вера Ермолаева оказалась в поселке Долинка 3-го отделения Карлага вместе с художником Владимиром Стерлиговым, который в 1938 году был освобожден.

Судьба Ермолаевой долгое время оставалась неизвестной. По воспоминаниям Стерлигова, отсидев три года, художница получила добавочный срок. За этим следовала легенда об острове в Аральском море и барже, которая высадила там зэков. Спустя многие годы искусствовед Антонина Заинчковская нашла в Карагандинском архиве  документы, проливающие свет на кончину Веры Ермолаевой. В них указано, что «20 сентября 1937 года заседанием Тройки УНКВД Ермолаева была вторично приговорена по статьям 58-10, 58-11 к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 26 сентября 1937 года». Ей было 44 года.

В 1989 году Вера Михайловна Ермолаева по обоим делам была полностью реабилитирована – ни высылки в лагерь, ни расстрельного приговора не должно было быть.


Архивные фотографии Церемония установки таблички
«Последнего адреса» (фото)
Фото: Михаил Князькин
***
Книга памяти "Ленинградский мартиролог" содержит сведения еще о двух репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Мы с большим сожалением сообщаем, что табличка по этому адресу была демонтирована. Мы не теряем надежды на то, что она будет восстановлена.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.