Доходный дом И. Е. Ритинга, появившийся в 1899 году на пересечении современных Кронверкского проспекта и проспекта Добролюбова, является детищем архитектора Василия Шауба, который придал строению черты неоготического варианта модерна.
В доме жили известные в городе люди: художник и зоолог А. А. Баляницкий-Бируля, минералог и геохимик А. Е. Ферсман, композитор М. В. Владимиров.
В одной из квартир проживал школьный учитель биологии Николай Аркадьевич Головин. Он родился в 1882 году в сельце Тунаеве Каширского уезда Тульской губернии в семье потомственного дворянина Аркадия Алексеевича Головина и его супруги Надежды Александровны, у которых было девять детей.
Аркадий Головин принадлежал к старинному дворянскому роду Головиных, но не придавал этому никакого значения. Супруги участвовали в движении народников, за что неоднократно арестовывались, осуждались по «Процессу ста девяносто трех».
Николай Аркадьевич Головин в 1936 году составил собственное жизнеописание, из которого мы и знаем детали его жизни:
«Окончив городское училище в Москве, поступил в 5-й класс реального училища, которое и окончил в 1904 году.
Еще учась в училище, начал принимать участие в революционных кружках и, кроме того, репетировать по математике и физике в рабочих кружках Пречистенских курсов.
В 1902 году был арестован и посажен в Бутырскую тюрьму, что привело при окончании реального училища к выдаче на руки, как это полагалось в те годы, кондуитного списка с указанием на это.
Это обстоятельство закрыло доступ в России к высшему образованию, что и побудило ехать учиться сначала в Цюрих, а потом в Германию, во Фрайбург. Учился в университете на философском факультете и секции с 1904 по 1906 годы.
С 1906 по 1909 годы учился в Московском университете и продолжал революционную работу.
По вторичном возвращении из Швейцарии в 1909 году поступил в Ленинградский университет на естественное отделение физико-математического факультета, где и закончил свое высшее естественно-историческое образование. В этом же году поступил на 3-й курс Психоневрологического института.
В 1911 году был командирован Обществом естествоиспытателей на Мурманскую биологическую станцию для научной работы.
С 1914 по 1925 год вел научную работу в Институте имени П.Ф. Лесгафта по биологии фасмид [название насекомых семейства настоящих палочников] и напечатал две экспериментальные работы в «Известиях» института. Одну из них доложил на Первом Всесоюзном съезде зоологов, анатомов и гистологов.
В ноябре 1918 года провел работу по реорганизации Ленинградского зоосада в культурно-просветительское и научное учреждение в качестве помощника директора, члена ученого совета и заведующего научной частью Зоосада и проработал до марта 1928 года. Разработал в 1930 году проект устройства зоосада на зоогеографическом принципе.
С 1923 по 1929 год преподавал в школах взрослых повышенного типа Главполитпросвета, техникумах и рабфаках. С 1924 по 1929 год руководил общегородским методическим семинаром преподавателей естествознания и биологии и в течение пяти лет сделал большое число докладов по вопросам методики.
С 1923 года по 1929 год был инструктором и инспектором школ взрослых.
В 1925 году выработал программу этих школ по естествознанию и биологии, которая и была утверждена Всесоюзной конференцией преподавателей.
В 1928 году выработал программу по биологии для Ленинградских совпартшкол.
В 1929-1930 году был консультантом Радиоуниверситета по курсу «Мировоззрение безбожника»».
Как ученый Николай Аркадьевич Головин опубликовал две работы по биологии фасмид: «Величина самок Dixippus morosus в зависимости от окраски, числа ног и их регенераций» и «Скорость вылупления яиц Dixippus morosus в зависимости от положения в пространстве».
В 1930-е годы Николай Головин оставил работу в Зоосаде и сконцентрировался на педагогической деятельности, устроившись учителем биологии в 3-ю среднюю школу.
Второй раз Николай Головин был арестован в конце 1920-х годов. Как вспоминали в семье, спасло его следующее обстоятельство: «В 1928 году он задумал вступить в партию и написал матери длинное письмо, в котором указал, что целиком разделяет мировоззрение коммунистов и хочет стать членом ВКП(б), «чтобы работать, работать и работать, также и на идеологическом фронте». После его неожиданного ареста мать Надежда Александровна взяла письмо, в котором ее сын изложил свое «кредо», и поехала к известному партийному деятелю Емельяну Ярославскому, с которым она была лично знакома по общественной работе. Тот взял письмо Николая Аркадьевича, поехал по инстанциям и добился освобождения».
В третий раз Николай Головин был арестован 25 января 1938 года органами НКВД на своей квартире на Добролюбова. Во время следствия он содержался в Ленинградском доме заключенных.
Головина обвинили по статьям 17-58-8-11 - «членство в организованной террористической группе». Особая тройка УНКВД ЛО 8 июня 1938 года приговорила преподавателя к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение через десять дней, 18 июня. Николаю Головину было 56 лет.
Родственникам была выдана справка о том, что постановлением Особого совещания 8 июня 1938 года он был приговорен к высылке в лагерь особого режима на 10 лет без права переписки (куда и за что – осталось для них неясным). Затем 19 июля 1938 года супруге Софье Людвиговне Головиной (в девичестве Аммон), была выдана справка о том, что 21 июня 1938 года он был этапирован из дома заключенных.
20 июля опечатанная комната Николая Головина в квартире была вскрыта, вещи и книги вывезены в неизвестном направлении. 8 августа Софью Людвиговну в административном порядке выслали в Рыбинск, где она работала врачом в поликлинике. По воспоминаниям репрессированной Елены Вержбловской, Софья Головина помогала родственникам заключенных в лагерь, расположенный недалеко от Рыбинска. Она давала им кров и поддерживала их во время их приездов.
Мать Николая Головина пыталась спасти его, обращалась в разные инстанции. В ответ она получила извещение: «По распоряжению прокурора СССР т. Вышинского направляю при этом жалобу Головиной Н.А. по делу Головина Николая Аркадьевича, арестованного органами НКВД, для проверки. Начальник отдела жалоб Холевский (?)».
Реабилитировать Николая Александровича удалось в 1957 году, при этом родственникам выдали справку о том, что он скончался 27 января 1943 года. Но ни места, ни времени, ни обстоятельств смерти в документе указано не было.
Архивные фотографии Н.А. Головина | Церемония установки таблички «Последнего адреса» |
*** |
Книга памяти "Ленинградский мартиролог"
содержит сведения еще о трех репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел
бы стать инициатором установки мемориального знака
кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте. |