Москва, Пересветов пер, д. 5
На карте На карте

| 22 апреля 2018

Семиэтажный кирпичный дом № 5 в Пересветовом переулке был построен в 1934 году как часть жилого квартала «Ленинская слобода» архитекторами В.И. Бибиковым, Н.А. Волковым, С.С. Семкиным и Б.С. Сидоровым в стиле конструктивизма.

В этом доме в 1930-х годах жил Натан Нимонович Наумов. Сегодня мы установили ему мемориальную табличку.

Натан Нисонович Наумов родился в 1904 году в Гомеле. В 1927 году он окончил Институт журналистики. Работал директором лекционно-музейного отдела при Моссовете, был одним из соорганизаторов проведения первой новогодней елки для детей в 1937 году.

Натана Нисоновича арестовали 23 ноября 1937 года. Первый допрос состоялся через месяц после ареста - 21 декабря. На этом допросе следователь предъявил ему обвинение в «участии в нелегальной контрреволюционной троцкистско-террористической организации», якобы подтвержденное документально: «Следствие располагает точными проверенными документами, изобличающими вас как активного участника». Это обвинение Наумов отверг несколько раз в течение допроса: «Я не считаю свое поведение запирательством, и свои показания считаю правильными и правдивыми».

Тогда ему устроили несколько очных ставок. На допросе в марте 1938 года Наумов уже «признает» выдвинутые против него обвинения.
10 мая состоялось закрытое заседание выездной сессии Военной коллегии Верховного суда, на котором Наумову было предъявлено официальное обвинение: «Наумов являлся активным участником антисоветской троцкистской диверсионно-террористической организации, существовавшей в Москве. В эту организацию он был завербован в феврале 1937 года <…>, изъявил желание лично совершить террористический акт в отношении одного из руководителей ВКП(б) и Советского правительства».

Натан Нисонович свою вину не признал, а показания против него других «членов» организации назвал «ложными и несоответствующими действительности». Данные им признательные показания на предварительном следствии «неверны. В этот момент был морально подавлен и смалодушничал».

Заседание длилось 20 минут: началось в 12.50, закончилось в 13.10. Через некоторое время суд вернулся с приговором: «расстрел с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. Приговор окончательный и <…> подлежит немедленному исполнению».

В центре жена Н.Н. Наумова Анисья Федоровна,
стоят его дети: Наумов Владимир Натанович,
Крылова (Наумова) Людмила Натановна

Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Наумову было 34 года. У него остались жена Анисья Федоровна Самсонова и двое детей – 12-летняя Эльвита и семилетний Владимир. Анисью Федоровну арестовали через три недели после гибели мужа – 30 мая 1938 года. Ее имя есть в списках т.н. «Мандельштамовского эшелона» - тех осужденных, которые были отправлены в лагерь вместе с Осипом Мандельштамом. Списки есть в книге Павла Нерлера «Мандельштам и его солагерники». Согласно этим спискам, Анисья Федоровна содержалась в Московской тюрьме № 3. Эшелон был отправлен из Москвы 8 сентября 1938 года в Севвостлаг.

Как написала нам, подавая заявку на установку мемориальной таблички, правнучка Натана Нисоновича, Виктория Седова, Анисья Федоровна «долгие годы провела в тюрьмах и на поселениях. Дети Натана Нисоновича и Анисьи Федоровны (мой дедушка Владимир Натанович и бабушка Людмила Натановна) остались фактически круглыми сиротами, их квартиру и все имущество у них отобрали, они были вынуждены скитаться по дальним родственникам.
Впоследствии дедушка, обладавший незаурядными способностями, не мог поступить ни в один крупный ВУЗ Москвы ввиду клейма «сын врага народа». Однако он поступил в Московский технологический институт легкой промышленности, отучился в нем, защитил кандидатскую диссертацию и стал профессором, проработал всю жизнь в стенах этого ВУЗа, стал незаурядной личностью, автором многочисленных изобретений и научных работ, а также нескольких учебников для студентов, по которым преподавание ведется и по сей день.
Бабушка (дочь Наумова. – ред.) всю жизнь до старости боролась за восстановление доброго имени отца, провела бессчетное количество часов в архивах и - в конце концов - получила доступ к секретным протоколам обыска и допросов отца. В ее же блокноте есть записи о номере возбужденного дела, фамилии следователей и выступающих против Натана Нисоновича людей».
В 1955 году она получила ложное свидетельство о смерти отца, в котором утверждалось, что он скончался 19 марта 1939 года. В графах «причина смерти» и «место смерти» стояли прочерки.
Натан Нисонович Наумов был реабилитирован в 1956 году. И лишь в 1995 году родственники получили свидетельство о смерти, в котором значились правильные дата и причина смерти.

Документы следственного дела Церемония установки таблички
«Последнего адреса»
(фото, видео)
Фото: Оксана Матиевская



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.