Москва, Серафимовича ул., 2
На карте На карте

Москва, Серафимовича ул., 2
| 04 мая 2018

По адресу улица Серафимовича, 2 находится знаменитый «Дом на набережной» — жилой комплекс ЦИК-СНК СССР, возведенный в 1927-1931 годах специально для ответственных работников ЦК ВКП(б) и правительства.

В базах «Мемориала» есть данные на 242 жильца «Дома на набережной», которые были расстреляны в годы Большого террора.

На этом доме уже висят несколько памятных знаков «Последнего адреса»: таблички журналисту Михаилу Ефимовичу Кольцову и Александру Георгиевичу Ремейко были установлены в июне 2016 года, еще четыре таблички с именами педагога, редактора и ближайшего друга Николая Бухарина Надежды Михайловны Лукиной-Бухариной (первой жены Николая Бухарина), служащего Сергея Корнильевича Судьина и братьев-латышей Анса и Кристапа Аболиных мы установили в октябре 2016 года.

Сегодня на фасаде этого дома появился еще один памятный знак.


Израиль Яковлевич Вейцер родился в 1889 году в городе Друя Виленской губернии в довольно бедной семье бухгалтера. Отец работал в системе железнодорожного строительства, и семья часто переезжала. Не попав в реальное училище из-за процентной нормы, Израиль блестяще сдал экзамены экстерном. Среди родственников сохранилось предание, что все сыновья Якова Вейцера отличались незаурядными математическими способностями: легко перемножали в уме трехзначные числа.

С юности Вейцер был увлечен революционными идеями, ему казалось, что это борьба за справедливость и лучшую жизнь для всех. Он активно занимался революционной работой, в основном в Двинске и Вильнюсе. В 17 лет вступил в Бунд, но в 1914 году уже он перешел в РСДРП.

В профессии Израиль пошел по отцовской линии и, окончив в 1913 году юридический факультет Казанского университета, до 1917 года работал бухгалтером в Симбирске и в Казанской губернии. 

В советское время Израиль Яковлевич сделал очень быструю карьеру. В 1919 году он был избран председателем Черниговского губернского совнархоза, в 1921-м стал уполномоченным ВЦИК по сбору продналога в Пензе, а в 1922-м его направили на руководящую работу в Тулу и через два года он занял пост ответственного секретаря губкома РКП(б). Как пишет в своих воспоминаниях его будущая жена, режиссер и театральный деятель Наталия Сац , «о его фанатизме в работе складывались легенды. Уехать в девять утра и вернуться с работы в четыре утра следующего дня он считал совершенно естественным и сейчас, а в первые годы революции приучил себя к тому же обходиться одним тулупом (и пальто, и одеяло). Так было в Вятке, где он был председателем губисполкома, так было в Туле, где он был первым секретарем Тульского комитета партии. Слова «уйти домой» были тогда ему непонятны — он спал на столе своего кабинета. Вещей у него не было никаких».

С 1924 года Вейцер работает на руководящих постах в системе Наркомата торговли, который с середины 1920-х годов несколько раз реорганизовывали. В 1929 году он становится наркомом торговли Украины, а в 1930-м — заместителем Анастаса Микояна, который с 1926 года руководил всей, и внешней и внутренней торговой отраслью СССР. Через два года, не оставляя поста заместителя Микояна, Вейцер занимает и пост торгпреда в Германии. В 1934 году Наркомат внутренней торговли в очередной раз выделился в самостоятельную структуру, и Израиль Яковлевич Вейцер был назначен наркомом.

Заслуги Вейцера отмечены государством: в 1933 году он был награжден орденом Ленина, в 1936-м – орденом Трудового Красного Знамени.

Наталия Сац называет Вейцера «поэтом советской торговли». «Как остро он умел видеть, воспринимать, неожиданно и мудро действовать! Его авторитет был непререкаем, справедливым его считали все, кто знал», — пишет она в своих воспоминаниях. К орденам он относился трепетно, хранил вместе с партбилетом в специальном сейфе и надевал их только в самых торжественных случаях.

17 октября 1937 года Израиль Яковлевич Вейцер был снят с поста наркома и 3 ноября арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной организации».

7 мая 1938 года Военной коллегией Верховного суда СССР он был приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян. Но в действительности к смерти его приговорили Сталин, Молотов и Ворошилов, 3 мая утвердившие список лиц, «подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР», Военная коллегия лишь «оформила» их решение.

Израиль Яковлевич Вейцер был реабилитирован в 1956 году.

Наталию Сац арестовали еще раньше мужа — в августе 1937-го, возможно, хотели получить от нее какой-нибудь компромат на Вейцера, пытаясь обвинить ее в «измене Родине». Но она стойко держалась на допросах и не признала себя виновной ни в чем.

Она потеряла ребенка, перенесла частичный паралич, но выстояла, проведя в лагерях пять лет.


Заявку на установку таблички Израилю Яковлевичу Вейцеру подала его двоюродная внучка Ирина Затуловская. Семья сама выбрала дату установки — 6 мая, совершенно произвольно, как призналась Ирина. И только через некоторое время она поняла, что это своего рода юбилей: 7 мая исполняется 80 лет со дня расстрела Вейцера. К сожалению, в семейном архиве не осталось ни фотографий, ни писем. «Мы знаем о Вейцере в основном из пронзительных воспоминаний Натальи Сац, его жены... Большой, красивый, честный, молчаливый труженик».


Церемония установки таблички «Последнего адреса» (фото) (видео)



Фото: Мария Олендская

***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о двухстах тридцати пяти репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.