​Пермский край, Коми-Пермяцкий округ, поселок Усть-Онолва, Заболотная улица, 6
На карте На карте

| 04 июля 2018

Коми-Пермяцкий округ в 1930-1940-е годы принял десятки тысяч переселенцев самых разных национальностей: белорусов, украинцев, литовцев, поляков, крымских татар. В начале 1930-х годов на реке Коса появился спецпоселок Усть-Онолва, состоящий полностью из раскулаченных крестьян, высланных из Белорусской ССР. Среди них были не только крестьяне, но и врачи, учителя, архитекторы. Сам поселок проектировал тоже спецпереселенец. Постепенно они построили дома, открыли школу, клуб…

Дом № 6 по улице Заболотной такой же, как и остальные дома в поселке. В 1960-х годах был перестроен. В базе «Мемориала» есть одно имя, связанное с ним, – Николай Тихонович Дубик. Заявку на установку мемориальной таблички подала его дочь Раиса Николаевна Корсакова.


Николай Тихонович Дубик, 1935 г.

Николай Тихонович Дубик родился в 1914 году в деревне Александровка Бобруйского уезда Минской губернии. Многодетная семья Дубика была объявлена кулацкой, подлежащей раскулачиванию и ссылке. Как и многие десятки тысяч других семей, она была выслана на Урал, в спецпоселок Усть-Онолва. В основном спецпереселенцы работали либо в колхозе, либо в леспромхозе, где работал Николай. Перед арестом он был уже начальником лесоучастка. Создал семью, в которой родились сын и дочь.

Репрессии не обошли стороной поселок Усть-Онолва. В 1937 году было арестовано несколько десятков жителей поселка. Среди них был и Николай Тихонович, которого арестовали 15 октября 1937 года. В архивно-следственном деле сказано: «В Коми-Пермяцком округе вскрыта и ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация, проводившая свою контрреволюционную деятельность под руководством Уральского повстанческого штаба, находящего в Свердловске. <…> По делу ликвидированной контрреволюционной организации при трудпоселке Усть-Онолва Кочевского района арестована и привлекается по настоящему делу группа бывших кулаков, ныне трудпоселенцев, представляющих из себя первичную контрреволюционную повстанческую ячейку вышеупомянутой организации, во главе которой стоял командир повстанческого взвода Агафонов Дмитрий Филиппович, сын бывшего торговца». По мнению следствия, в «организации» в Усть-Онолве состояло не менее 24 человек.

Николай Тихонович во время следствия виновным себя не признал, тем не менее, он был осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Срок от отбывал в Печорлаге, на строительстве железной дороги. Невыносимые природные условия, скудное питание, физические нагрузки сделали свое дело – 7 октября 1940 года Николай Тихонович умер. Ему было всего 26 лет.

Николай Тихонович Дубик был посмертно реабилитирован в 1956 году.

Его дочь, Раиса Николаевна вспоминает, что в семье никогда не говорили о судьбе ее отца. Но желание узнать правду десятки лет сопровождало Раису Николаевну. Однажды у нее родилось такое стихотворение:

«Ты, сорока-белобока,
Научи меня летать
Не высоко, но далеко
Так, чтоб папку увидать…»

Поиск информации об отце продолжился в годы перестройки, но лишь в 1992 году Раисе Николаевне сообщили, что ее отец умер в лагере.

Архивные фотографии и документы следственного дела Церемония установки таблички«Последнего адреса» (фото)
Фото: Александр Чернышов



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.