Согласно базам «Мемориала», по крайней мере пять жильцов этого дома в 30-е годы прошлого столетия подверглись репрессиям и погибли. Одному из них – Борису Акимовичу Штернбергу – мы сегодня устанавливаем мемориальный знак.
Б.А. Штернберг. 1937 |
В начале Первой мировой войны он записался добровольцем и ушел на фронт, был награжден орденом Св. Георгия за храбрость. В 1918 году стал членом ВКП(б), и дальше, благодаря своим организаторским и ораторским способностям, быстро становится крупным советским руководителем: уже в 1920 году Штернберг был направлен в качестве заместителя наркома Рабоче-крестьянской инспекции (этот орган занимался финансовыми инспекциями в промышленности, разработкой нормативов труда для разных производств и т.п.) на Украину, но затем был переведен в Екатеринбург, во многом из-за возникших внутрипартийных разногласий.
В 1924 году Штернберг перебирается в Москву, где сначала становится членом правления Госторга, а затем – депутатом Моссовета, членом Президиума Моссовета и заместителем председателя Моссовета. В 30-е годы он занимает пост начальника Управления водопроводно-канализационного хозяйства Моссовета.
Но «бундовское» прошлое Бориса Акимовича никто не забыл. 17 октября 1937 Штернберг был арестован и обвинен в участии в контрреволюционной вредительской диверсионно-террористической организации. Через два месяца – приговор «10 лет без права переписки» и расстрел в день оглашения приговора, 19 декабря. Через месяц, 20 января 1938 года его жена, Евгения Яковлевна была арестована как «член семьи врага народа» и осуждена на пять лет лагерей.
В 1955 году Борис Акимович Штернберг был реабилитирован.
Б.А. Штернберг с женой и дочерью. 1923 год.