Москва, Б. Афанасьевский 35-37, строение 4
На карте На карте

| 25 ноября 2018

Девятиэтажный кирпичный дом № 35-37, расположенный в глубине двора, за сквером и не выходящий напрямую на Большой Афанасьевский переулок, был построен в 1935 году.

Согласно базам «Мемориала», не менее пяти жильцов этого дома стали жертвами репрессий в годы Большого террора. Одному из них сегодня мы установили памятный знак.


Ян Вильгельмович Альбрехт родился в 1882 году в Варшаве в семье рабочего, закончил начальную школу. Стал литейщиком и с юности участвовал в революционном движении. В 1905-1908 годах он работал в варшавской организации марксистской партии Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ) под кличкой «Владек». В феврале 1905 года его арестовали и 19 ноября того же года осудили за принадлежность к СДКПиЛ. С 1909 года он отбывал наказание в Кежемской волости Енисейской губернии, а с 1914 года

жил в Енисейске, затем, до 1917 года, в Красноярске.

Альбрехт участвовал в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года. С 1927 года он состоял в Московском отделении Всесоюзного общества старых большевиков (членский билет № 478).

В начале 1930-х годов Ян Альбрехт женился на Иде Наумовне Тягай, преподавательнице иностранных языков, у них родилось двое детей – сын Владимир (1933 г.р.) и дочь Элеонора (1937 г.р.).

На момент ареста 4 августа 1937 года Ян Вильгельмович работал замдиректора по административно-хозяйственной части Государственного исторического музея. На подходе был оперативный приказ НКВД № 00485 «О ликвидации польских диверсионно-шпионских групп и организаций ПОВ (Польской военной организации)», который увидел свет 11 августа. Репрессированию подлежали, в частности, «бывшие военнопленные польской армии, перебежчики из Польши, политэмигранты и политобменянные из Польши, бывшие члены ППС (Польской социалистической партии) и других польских политических партий».

Фото с сайта "Открытый список"

14 марта 1938 года Ян Альбрехт был обвинен Военной коллегией Верховного суда СССР в «шпионской и террористической деятельности» и в тот же день расстрелян. По «польской операции» в течение 1937-1938 гг. было осуждено 139 815 человек, из которых 111 071 человек были приговорены к расстрелу.

После ареста мужа Ида Наумовна осталась с двумя малолетними детьми, девочке было всего шесть месяцев. Первое время Ида Наумовна боялась ночевать дома — тоже ждала ареста. С детьми оставалась няня, а Ида Наумовна уезжала ночевать к сестре в Кунцево. Как жену «врага народа» ее выгнали с работы и запретили преподавать в системе образования.

Пришлось идти на прием к Крупской, и та дала ей рекомендацию на курсы медсестер. После курсов Ида Наумовна проработала медсестрой до самой пенсии.

Владимир Янович помнит, как под диктовку матери он писал письма «дорогому Иосифу Виссарионовичу» с просьбой сообщить, где находится отец. Жены репрессированных наивно думали, что письмо, написанное детской рукой, вызовет сочувствие у чиновников...

В начале войны семья эвакуировалась в Узбекистан и пробыла там до 1946 года. После войны жене Альбрехта выдали свидетельство о смерти мужа, где было указано, что он умер от сердечной недостаточности. В 1956 году это свидетельство отобрали и выдали справку о реабилитации: Ян Вильгельмович Альбрехт был реабилитирован за отсутствием состава преступления в 1955 году. Но о том, что он был расстрелян и похоронен на Бутовском полигоне, семья узнала только после перестройки.

Сын Владимир во многом повторил судьбу отца. По образованию математик, он стал правозащитником и в 1973 году вместе с физиком Андреем Твердохлебовым основал «Группу-73», а вскоре они создали московскую группу (советскую секцию) «Международной амнистии» (Amnesty International). Владимира Альбрехта арестовали в 1983 году. Как и отец, он сидел в Бутырской тюрьме и освободился в 1987-м – в год 50-летия ареста Яна Вильгельмовича.

Памятный знак мы установили в год 80-летия расстрела Альбретха. Такая вот печальная семейная нумерология…

Церемония установки таблички «Последнего адреса» (фото), (видео)


Фото: Мария Олендская
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о четверых репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.