Санкт-Петербург, Лахтинская улица, 30
На карте На карте

| 27 января 2019

Дом № 30 по Лахтинской улице принадлежал владельцу буксирного пароходства И.В. Барыбину. Дом возведен в 1904 году по проекту архитектора П.М. Мульханова. В начале ХХ века здесь находилось нотное издание «Экономик», выпускавшее небольшого формата издания с нотами и текстами песен популярных певцов того времени. В 1910-е годы в этом доме проживал Н.А. Скрицкий, один из инициаторов организации в ЛЭТИ специальности «Телемеханика». Он был репрессирован в 1930 году, в 1931-м освобожден.

В 1914–1931 годах в квартире № 17 жил присяжный поверенный, известный литературовед Н.О. Лернер. Его арестовали 18 марта 1931 года по обвинению в ведении контрреволюционной агитации среди писателей Ленинграда, а также скупке и нелегальной переправке музейных ценностей за границу. За недоказанностью обвинения в мае 1931 года он был освобожден. (Информация о доме взята из книги В.Д. Привалова «Улицы Петроградской стороны. Дома и люди».)


С.В. Малиновский-Соколов, фото
из архива УФСБ по СПб и ЛО

В этом доме, в одной из трех комнат квартиры № 5 проживал с женой и дочерью архитектор Станислав Витольдович Малиновский-Соколов. Он родился в 1897 году в Петербурге. Согласно анкете арестованного, Станислав Витольдович по национальности был русским (позднее следствие заставит его изменить показания и признать себя поляком).

В 1916-1917 годах он служил в царской армии в звании поручика. С 1918 до 1923 служил в Красной армии, был командиром бригады. В те же годы он был членом ВКП(б), откуда был исключен в 1923 году «за бытовое разложение».

Станислав Витольдович окончил Академию художеств в Ленинграде, с 1924 года был членом Союза архитекторов.

В 1933 году он в соавторстве с Александром Марковичем Конаревым спроектировал жилой дом для специалистов Октябрьской железной дороги (дом находится по адресу 2-я Советская ул., 25А), осуществлял авторский надзор за постройкой. В январе 1937 года дом был построен, а 1 октября 1937 года, за неделю до своего ареста, Малиновский был уволен из Ленпроекта «по сокращению штатов».

Жилой дом специалистов Октябрьской железной дороги (соавтор - С.В. Малиновский),
журнал "Архитектура Ленинграда №2(4) апрель 1937" (С.74). Источник: сайт CITYWALLS

8 октября 1937 года его арестовали. Согласно протоколу обыска, при котором присутствовал управдом Лаушенков, у Малиновского-Соколова были изъяты: паспорт, военный билет, профбилет, удостоверение Союза советских архитекторов № 534, удостоверение водителя мотоцикла, ружье охотничье, пистоны охотничьи, дроби, планы городов и ж.д., фото снимков объектов, три книги под редакцией Бухарина. Квартиру после обыска не опечатали, в комнате остались жить его жена Надежда Константиновна Малиновская (37 лет, служащая Пивторга) и дочь Алла (4,5 года). О других родственниках Станислав Витольдович в анкете арестованного не сообщает, из родственников жены упоминает лишь бухгалтера Николая Константиновича Галкина. Из знакомых - своих коллег-архитекторов: Александра Львовича Лишневского, Александра Марковича Конарева, Михаила Брусиловского (все трое пережили Большой террор).

Из материалов следственного дела известно, что Малиновский-Соколов ранее дважды был арестован: в 1919 году – за незаконную выдачу бланков школы летнабов, в 1927 году – по делу строительно-технической и лесозаготовительной конторы «Госмеликонт» (был освобожден за недоказанностью).

На первом допросе Малиновский-Соколов не соглашается с предъявленными ему обвинениями: «Являюсь советски настроенным гражданином СССР и никогда не был связан ни с какими иностранными разведывательными органами». Но уже на следующий день он признает себя виновным «в проведении польской контрреволюционной националистической агитации». Признательные показания предваряются свойственной сфабрикованным делам того времени казенной фразой: «Я убедился, что мои закрывательства (так в оригинале. – ред.) ни к чему не приводят - я решил рассказать обо всем чистосердечно следствию».

«Следствию» понадобился еще один допрос – в нем Малиновский-Соколов признается, что сознательно скрыл от следствия свою истинную национальность поляка. Через неделю после этого, 28 октября 1937 года, «двойка» приговаривает его к расстрелу, а 1 ноября 1937 года комендант Поликарпов приводит приговор в исполнение. Малиновскому-Соколову было 40 лет.

В архивном следственном деле (№ П-38382, хранится в УФСБ по СПб и ЛО) сохранилась фотография архитектора Станислава Малиновского за работой.

Станислав Витольдович Малиновский-Соколов был реабилитирован определением Военного трибунала Ленинградского военного округа 25 августа 1958 года. Судя по дате, реабилитация производилась по запросу кого-то из его близких. О родственниках расстрелянного архитектора нам ничего не известно, табличку ему установили сегодняшние жители дома, ставшего его «последним адресом».

Документы следственного дела Церемония установки таблички
«Последнего адреса»: фото


Фото: Светлана Прасолова

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.