Москва, Крестовоздвиженский переулок, 2, строение 2
На карте

| 19.05.2019

Шестиэтажное здание по адресу Крестовоздвиженский переулок, 2, строение 2 было построено в 1911 году по проекту архитектора С.К. Родионова как доходный дом. В 1930-х годах многие квартиры дома были коммунальными. Сегодня дом – часть владений музыкального колледжа им. Гнесиных.

В одной из квартир жил выдающийся арфист, музыкальный педагог и композитор Николай Гавриловч Парфенов.

«Я глубоко чту память Николая Гавриловича Парфенова — чудесного музыканта и замечательного товарища, имя которого в кругах советских арфистов будет звучать всегда...», - писала о нем в 1967 году в своих воспоминаниях «Арфа в моей жизни» арфистка, народная артистка СССР, солистка оркестра Большого театра Ксения Александровна Эрдели, много лет работавшая вместе с Николаем Гавриловичем. Среди его учеников - доцент училища при Московской консерватории М.П. Мчеделов, заслуженная артистка республики, доцент Музыкально-педагогического института имени Гнесиных К.К. Сараджева, педагог музыкально-учебного комбината имени Гнесиных М.А. Рубин.


Николай Гаврилович Парфенов родился в 1893 году в Курске в крестьянской семье Его отец Гавриил Васильевич был певцом-самоучкой, он обладал прекрасным голосом (тенор) и не только музыкальными, но и педагогическими способностями. До революции он пел в церковных хорах, на приемах в господских домах, занимался регентством. После революции, не имея специального образования, он стал учителем пения в начальной школе.

Первые уроки музыки Николай получил в семье. Затем, как свидетельствует в своих воспоминаниях Ксения Александровна Эрдели, «судьба его сложилась не совсем обычно: однажды какой-то крупный чиновник Придворного ведомства, услыхав чудесный голос маленького Коли, отвез его в Петербург и определил в Придворную певческую капеллу (в капелле Парфенов учился с 1901 по 1910 год. – ред.). Кроме пения, в капелле воспитанников обучали игре на различных инструментах. Парфенов стал там учиться игре на арфе у Ф.Ф. Шоллара» (Франц Шоллар – чешский арфист и валторнист. – ред).

В годы обучения в Придворной
певческой капелле

Затем, до 1914 года, Николай много ездил по стране с концертами, выступал как арфист симфонических оркестров в Баку, Кисловодске, Воронеже.

В 1914 году он поселился в Москве, где поступил в консерваторию в класс профессора А.И. Слепушкина. «Николай Гаврилович в корне изменил свою прежнюю, чешскую, постановку и много, усиленно занимался», - вспоминала Ксения Эрдели.

В 1917 году Парфенов окончил консерваторию с большой серебряной медалью и поступил работать в оркестр театра Моссовета. В 1922–1924 годах он работал в оркестре бывшего Оперного театра С.И. Зимина, с 1924 года – в оркестре Большого театра и в Персимфансе (Первый симфонический ансамбль, существовал с 1922 по 1932 год), где работал с Ксенией Эрдели.

«Первый концерт Персимфанса состоялся 13 февраля 1922 года и был посвящен творчеству Бетховена. Успех концерта был огромным, и с этого момента новый коллектив вошел в музыкальную жизнь Москвы. Партию арфы в Персимфансе постоянно играл Н.Г. Парфенов», - вспоминала Эрдели.

Параллельно Парфенов с 1920 года преподавал теорию музыки в Музыкальном училище имени С.И. Танеева, а с 1925-го вел класс арфы в Московской консерватории, писал музыку для арфы, а также занимался усовершенствованием конструкции инструмента.

«Стиль его занятий со студентами не давал нам возможности недостаточно интенсивно работать, заставляя углубленно заниматься<…> Особенно требователен и настойчив он бывал к тем, кто активно работал, творчески воспринимал его уроки, тогда как пассивный, мало работоспособный студент оставлял педагога равнодушным», - пишет в своих воспоминаниях ученица Панфенова, заслуженная артистка республики, доцент Музыкально-педагогического института имени Гнесиных Кира Константиновна Сараджева (цитируется по диссертации Марии Федоровой «История класса арфы Московской консерватории» , защищена в Московской консерватории в 2018 году).

«Встречи и беседы с Парфеновым имели громадное значение для меня и вылились в конце концов в большое творческое содружество. Ознакомившись с методом школы Слепушкина, я стала частично применять его в своих методических установках, а Парфенов специально для меня написал довольно много пьес, - вспоминала Ксения Эрдели. – Им созданы концерт для арфы с оркестром, соната для виолончели и арфы, мелкие пьесы. Многие пьесы Николая Гавриловича служили хорошим педагогическим материалом. Кроме того, он сделал ряд отличных обработок для ансамбля арф – дуэтов, трио, квартетов. По моей просьбе Николай Гаврилович оркестровал концерт Генделя, который я играла затем с оркестром под управлением Н.С. Голованова и Л.П. Штейнберга, а также с камерным ансамблем. Этот же концерт мы исполняли с Николаем Гавриловичем в его обработке для дуэта арф. Организовали мы с ним и специальный концерт дуэта арф. Н.Г. Парфенов был прекрасным арфистом-солистом и с успехом давал собственные концерты».

Парфенов – автор первой методической работы по игре на арфе «Техника игры на арфе. Метод профессора А. И. Слепушкина» (1927) и первой русской «Школы игры на арфе» (издана в 1960 году под редакцией его ученика М.П. Мчеделова).

Н. Парфенов после ареста, 1938 год

Николай Гаврилович Парфенов был арестован 20 июня 1938 года. Его обвинили в участии в «антисоветской группе», готовившей «террористический акт над руководителями ВКП(б) и советского правительства во время посещения ими Большого театра». Теракт заговорщики якобы собирались «приурочить ко дню 20-й годовщины Октябрьской революции».

Личное дело музыканта находится в архиве ФСБ. С ним удалось ознакомиться автору диссертации «История класса арфы Московской консерватории» Марии Федоровой. В своей работе она приводит некоторые документы из дела, которое насчитывает около 80 страниц и частично засекречено до сих пор.

...В документах есть показания человека, проходившего по тому же делу: позже этот человек также был осужден по безумному выдуманному обвинению и расстрелян. Можно, только догадываться, какими пытками было выбито из этого несчастного вот такое, например, дикое «признание»: «Мы считали, что существующий строй в СССР свергнуть можно будет только путем устранения руководителей партии в первую очередь Сталина, Молотова, Кагановича и Ворошилова <…> Примерно в октябре месяце 1937 г. Парфенов рассказал мне, что террористический акт в Большом театре вполне осуществим, так как оркестранты-контрабасисты и арфы располагаются близко к правительственной ложе и с места их расположения можно добросить бомбу или стрелять в правительственную ложу. Парфенов брался достать лично оружие. Наши террористические намерения не были выполнены лишь потому, что мы не успели в этот раз раздобыть оружие».

На первых допросах Николай Гаврилович полностью отрицал все выдвигаемые против него обвинения. Но месяц спустя после ареста он подал заявление с «чистосердечным признанием» в деяниях, никогда им не совершенных. Нет сомнений, что и оно было написано под пытками...

Обвинительное заключение было готово еще через месяц – 15 августа, но дело Парфенова суд рассмотрел лишь в первых числах октября. 3 октября 1938 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Николая Гавриловича к расстрелу по обвинению в «контрреволюционной деятельности». Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Ему было 45 лет.

Николай Гаврилович Парфенов реабилитирован посмертно в 1957 году.

В архиве Московской консерватории сохранился список его сочинений, среди которых – концерт для арфы с оркестром, баллада, вальс, элегия, соната для виолончели и арфы, этюды, 11 прелюдий для фортепиано, романсы для голоса и арфы, многочисленные переложения и обработки для дуэта, трио, квартета арф.

К сожалению, почти все его сочинения утеряны, сохранились лишь «Маленькая сюита» (1938) и «Вариации на тему Корелли» (1935, изданы под редакцией К. Эрдели в 1959 году), а также единственная архивная запись, где Парфенов аккомпанирует на арфе С. Хромченко, который исполняет арию молодого цыгана из оперы С. Рахманинова «Алеко»: аудио: С. Хромченко, Н. Парфенов

Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото, видео

Фото: Мария Олендская



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.