Доходный дом А.С. Грачевой состоит из двух корпусов, один из них выходит в Столешников переулок, другой – на Петровку под номером 15. Здание строилось в самом начале ХХ века по проекту архитектора Эммануила Матвеевича Розена. В декабре 1902 — январе 1903 г. здесь состоялась первая в России программная выставка модернистского искусства – «Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля».
В корпусе, выходящем на Петровку, жил до дня ареста Абрам Наумович Зайцев. Он родился в 1898 г. в уездном городе Горы-Горки, входившем в состав Могилевской губернии.
Абрам Наумович окончил Сельскохозяйственную академию. Он заведовал планово-финансовым сектором Главного управления животноводства Наркомата земледелия. В июне 1937 года Зайцева исключили из ВКП(б), 14 августа уволили с работы, а 31 августа он был арестован.
Зайцев, как и многие его коллеги и сослуживцы, пал жертвой массово фабриковавшихся НКВД еще в 20-е годы фиктивных дел против разного рода «вредительских, антисоветских, контрреволюционных» организаций и партий, на которые государство пыталось переложить вину за провалы в собственной социально-экономической политике. По делам Промпартии, Трудовой крестьянской партии, Русского национального союза и множества других изобретенных НКВД никогда не существовавших объединений интеллигенции были репрессированы и расстреляны тысячи людей, преданно служивших советской власти.
После ареста А.Н. Зайцева обвинили в том, что в 1932 году он был завербован во вредительскую организацию в системе Наркомата земледелия. Приговор Военной коллегии Верховного суда от 10 декабря 1937 года в самых расплывчатых выражениях формулирует его вину, но обрекает его на высшую меру наказания: расстрел с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. Последняя фраза приговора звучит так: «На основании Постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. приговор приводится в исполнение немедленно».
Но судьба Абрама Наумовича была решена даже не этим приговором, а подписями Сталина, Молотова и Жданова под «Списком лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда Союза ССР», от 7 декабря 1937 года. В этом списке имя А.Н. Зайцева значится под номером 88.
Вскоре после гибели Абрама Наумовича была арестована и его жена, Стелла Исааковна Гольдина, ее приговорили к 8 годам ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь. – ред.). Их четырехлетний сын Леонид остался без родителей и жил в семье старшей сестры его матери – Фаины Исааковны Гольдиной. В 1951 г. Стелла Исааковна была освобождена и, будучи ограничена в правах, поселилась вместе с сыном в Кимрах. Она умерла в 1951 г. В 1956 г. Стелла Исааковна и Абрам Наумович были стараниями их сына реабилитированы, но в свидетельстве о смерти А.Н. Зайцева, выданном в 1957г., было сказано, что он умер в 1945 году: государство все еще боялось признаваться в своих преступлениях. Истинную причину и дату смерти отца его сын и семья узнали лишь через полвека – в 1988 году.
*** |
База данных «Мемориала» содержит сведения
еще о четверых репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака
кому-либо из этих репрессированных,
необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте. |