Ян Була родился 24 июня 1920 года в деревне Луков (Тршебичский район) в семье начальника железной дороги Антонина Булы и Марии Буловой. Возможности семьи были скромными, но Ян проявлял значительный интерес к учебе и выделялся среди служителей местной церкви св. Иоанна Крестителя старанием и усердием. Во время учебы в гимназии в Моравске-Будеевице в 1931–1939 годах Ян Була уже решил продолжить подготовку к священнической профессии. В 1939 году он поступил в церковное училище в Брно.
В 1942 году студенты училища должны были заменить на заводах мужчин, сражающихся на фронтах. Приказ о развертывании тыла затронул большинство студентов старших курсов. Ян Була в 1943–1944 гг. был направлен на работу на немецком керамическом заводе около Зноймо. С 1944 года он продолжил свою богословскую подготовку и вскоре после окончания войны получил священническое рукоположение от епископа Станислава Зели в кафедральном соборе г. Брно.
Во второй половине августа 1945 г. он был направлен в Рокитнице-над-Рокитной, где должен был помогать местному священнику. Ян Була с большим энтузиазмом погрузился не только в обычные пастырские обязанности: преподавание религии, работу с молодежью, посещение пожилых и больных прихожан и т. д., но также в общественную жизнь как в самом Рокитнице, так и в соседних деревнях. Он занимался организацией любительского театра, спортивными мероприятиями в организации Орел. Он провел много часов, помогая администрации Горкома, даже был избран в Отдел сельского хозяйства Горкома в 1950 году. Була пользовался всеобщей популярностью у прихожан.
22 июля 1949 года Ян Була стал церковным администратором в Рокитнице. Активный и популярный священник, оказывавший большое влияние на молодое поколение, вызывал недовольство местных коммунистов и их районного руководства.
Летом 1949 года во всех храмах страны священники должны были зачитать пастырское письмо чехословацких епископов «В час великого испытания», осуждавшее деятельность правительства. Но власти запретили читать его, и только немногие священники осмелились прочесть его верующим. Все они позже поплатились за это свободой, а некоторые и жизнью. Ян Була не только прочитал верующим запрещенное пастырское письмо, но и дополнил его собственным комментарием. За это его оштрафовали на 4500 чешских крон, что в то время было значительным финансовым бременем. Ян Була пытался подать апелляцию. В ответ против него было открыто уголовное дело с тем, чтобы посадить непослушного священника за решетку. После президентского помилования от 29 ноября уголовное дело было прекращено. В ситуации, когда пространство для пастырской работы сузилось, активный священник направил свои силы на ремонт Рокитницкой церкви св. Иоанна Крестителя. Благодаря щедрому вкладу прихожан часть интерьера была отремонтирована, и в 1951 году Ян Була планировал приобрести новый алтарь и привести в порядок кладбище. Эти намерения он, однако, уже не смог реализовать.
В феврале 1951 года Ладислав Малы, бывший одноклассник Яна Булы по гимназии, остановился в приходском доме в Рокитнице. Для Яна Булы он подготовил легенду в связи с интернированием архиепископа Иозефа Берана в неизвестном направлении, которая должна была привлечь внимание священника. Рассказ состоял в том, что архиепископ сумел освободиться и находится в безопасном месте с доверенными людьми. Ладислав Малы организует подготовку к отъезду архиепископа за границу. Органы госбезопасности что-то подозревают, пограничный контроль усиливается. Архиепископ ищет при помощи Л. Малы надежного исповедника, которому он мог бы дать инструкции для дальнейшей деятельности Церкви. Хотя идея такого важного служения была привлекательной для Яна Булы, то, как Л. Малы рассказывал все это, его поведение и внешний вид, а также то, что он пришел, одетый в форму госбезопасности, вызвало у Яна подозрения. При первой же возможности он доверился пожилому коллеге по священнической службе - священнику в городе Яромержице, Яну Подвескому, про которого было известно, что тот участвовал в движении сопротивления во времена нацистской оккупации. Отец Подвески посоветовал ему немедленно прервать свои контакты с Л. Малы, заподозрив провокацию.
Тем не менее, Яна Булу 30 апреля 1951 г. арестовали. Спустя более чем два месяца после ареста Яна Булы, 2 июля 1951 года в местной школе в Бабице проходило собрание представителей компартии, завершившееся убийством трех коммунистов четверкой, возглавляемой Ладиславом Малым. Согласно версии следствия, Ян Була не сообщил о подозреваемом однокласснике и тем самым стал со-ответственным за тройное убийство.
Процесс с Яном Булой и свыше 100 другими задержанными проходил в зале кинотеатра «Мир» в городе Тршебич с 13 по 15 ноября 1951 года. В зале находились люди, специально отобранные районным секретариатом Коммунистической партии, для чего было выделено 1200 билетов. Ян Була был приговорен к высшей мере наказания. Не помогла и петиция прихожан с просьбой о помиловании их священника.
Приговор в отношении Яна Булы был приведен в исполнение в пять часов утра 20 мая 1952 года. Ему был 31 год. В 1990 году он был посмертно реабилитирован. Чешская Католическая церковь собрала доказательства того, что священнослужитель погиб за свою веру, и направила в Рим прошение касательно рассмотрения о провозглашении Яна Булы и Вацлава Дрболы блаженными и мучениками.
Краткая биография основана на тексте проекта Института по изучению тоталитарных режимов «Документация казненных по политическим мотивам 1948–1989 гг.»
__________________
Фотографии из архива Римско-католической приходской церкови Рокитнице-над-Рокитной.
Церемония установки памятной таблички "Последнего адреса": фото