Москва, Селезневская, 20
На карте На карте

| 14 июля 2019

Трехэтажный кирпичный дом по этому адресу был построен предположительно в начале XX века. Сейчас на его месте выстроено современное здание, в котором находится Московский центр дерматологии и косметологии.

Согласно базам «Мемориала», не менее двух жильцов этого дома стали жертвами политических репрессий. Сегодня мы установили им памятные знаки.


Александр Иванович Чаусов родился в 1896 году в Вязьме в семье протоиерея Ивана Дмитриевича Чаусова, настоятеля Духовской церкви.

22 августа 1918 года Вяземская уездная ЧК арестовала местного епископа Макария по обвинению в «организации белогвардейского восстания» (4 сентября 1918 года он был приговорен к расстрелу за «контрреволюционную деятельность» и расстрелян в тот же день). Город огласился набатным звоном с колоколен городских монастырей и храмов. Практически в тот же день были произведены аресты тех, кто попал под подозрение в организации набатного звона. Девять человек, в том числе протоиерей отец Иоанн с сыновьями Иваном и Александром, были обвинены как «участники заговора против советской власти, давшие подписку выступить против таковой по первому сигналу контрреволюционной организации (звону в набат), что было осуществлено в ночь с 22 на 23 августа».

Отец Иоанн был приговорен к году высылки из Вязьмы, Иван Чаусов – к смертной казни (как «бывший офицер царской армии»). Его расстреляли 29 августа в Вязьме.

Александр Чаусов «за недоказанностью обвинительного материала» был отпущен на свободу и вскоре переехал в Москву, где поселился в одной комнате с земляком в квартире № 4 дома № 18 по Селезневской улице.

У Александра было незаконченное высшее образование. Он работал актером и режиссером в нескольких московских театрах, в том числе в московском театре им. Ленсовета.

Прожив 10 лет в одной комнате, земляки в какой-то момент поссорились, и в 1935 году Чаусов при помощи своего друга Альберта Звайгзне переехал в квартиру № 7 в комнату, на которую претендовал свояк (муж сестры жены) Звайгзне.

22 февраля 1938 года арестовали Альберта Звайгзне, а на следующий день тот самый земляк Александра Чаусова написал донос в милицию, в котором сообщил о его «контрреволюционных высказываниях».

«До 1935 года Чаусов жил со мной в одной квартире, все время выражал антисоветское недовольство, очень часто говорил, что купить ничего невозможно. Кроме того, он говорил, что убийство ими родного брата он никогда большевикам не простит».

В милицию был вызван сосед Чаусова и Звайгзне по квартире № 7, который показал следующее: «Чаусов враждебно настроен против сов.власти. Я слышал, как гр-н Чаусов в сентябре месяце 37 при разговоре с Вайгзиным (Звайгзне), соседом по квартире, заявлял, что Зиновьева, Каменева и других расстреляли напрасно, что эти люди очень много сделали для народа.

В ноябре месяце 1937 г. я слышал разговор между Чаусовым и Звайгзне, во время которого Чаусов заявил, что назначенный Наркомом внутренних дел т. Ежов "мальчишка" "неграмотный"».

Александра Чаусова арестовали ночью 7 марта 1938 года.

На допросе он категорически отверг обвинения о контрреволюционных разговорах, а на очной ставке с доносчиком 11 марта опроверг его слова: «Виновным себя в предъявленном мне обвинении, то есть в том, что якобы я на протяжении ряда лет веду контрреволюционные разговоры против политики партии и советского правительства, не признаю».

Но это, конечно же, не помешало работникам 17-го отделения милиции 11 марта составить постановление о привлечении Александра Чаусова в качестве обвиняемого по ст. 58-10 «контрреволюционная пропаганда и агитация», а тройке УНКВД МО всего лишь через пять дней после ареста – приговорить его к высшей мере наказания.

Александр Чаусов был расстрелян 16 марта 1938 года. Ему было 42 года.

В 1958 году в процессе реабилитации были вновь допрошены соседи Чаусова, давшие в 1938 году против него показания. Его земляк, сосед по квартире № 4, написавший заявление-донос, послужившее основанием для ареста и расстрела, заявил: «Чаусов говорил, что он не простит никогда большевикам, которые расстреляли в 1918 году его брата. Других разговоров я от Чаусова не слышал. Когда меня вызвали в органы госбезопасности и спросили, как ведет себя Чаусов, я рассказал. Мне было предложено написать заявление, и я это сделал. Разговоры Чаусов вел только в моем присутствии, никого другого при этом не было».

Сосед Чаусова по квартире № 7 раскрыл мотив своего поведения: «Я был недоволен тем, что мы отсудили себе комнату у родственников (Звайгзне – ред.), а Чаусов эту комнату занял и проживал в ней до дня ареста».

Александр Иванович Чаусов был реабилитирован в 958 году за недоказанностью обвинения, о чем было сообщено его матери.


Альберт Янович Звайгзне родился в 1896 году в селе Саука Фридрихштадтского уезда Курляндской губернии, по национальности латыш. Окончил четыре класса школы. В 1918 году вступил в РКП(б), тогда же начал работать в органах ВЧК-ГПУ, где проработал до 1925 года. В 1920 году Звайгзне был исключен из партии за выход из российского гражданства и принятие латышского гражданства, от которого он потом отказался. К 1938 году он был гражданином СССР. В Латвии жил его брат Карл Янович Звайгзне.

К моменту ареста Альберт Янович работал завхозом в Московском концертном объединении.

17 февраля 1938 года был арестован музыкальный консультант Мосэстрады Владимир Михайлович Червоненкис, который в тот же день на допросе рассказал о якобы существовавшей в системе цирков и Мосэстрады антисоветской, шпионской, террористической организации и назвал ее членов, среди которых был и Альберт Звайгзне: «Все перечисленные являются резко контрреволюционно настроенными, проявляют исключительную ненависть к руководителям советской власти и, главным образом, к Сталину». Червоненкис был расстрелян 29 мая 1938 года по обвинению в «шпионаже в пользу Германии и принадлежности к шпионско-террористической организации».

22 февраля был арестован Альберт Звайгзне и другие члены мифической шпионской организации.

Мы не знаем, что происходило во время заключения Альберта Звайгзне в Таганской тюрьме в течение 24 дней. Документов о вызовах на допросы в архивно-следственном деле нет, они сохранялись только в тюремном деле, которое следовало за человеком в лагерь. Сохранился единственный протокол допроса от 16 марта 1938 года, на котором Звайгзне соглашается с абсурдным обвинением: «Эта организация создана по заданию немецкого посольства в Москве среди работников эстрады и цирков. <…> Я открыто заявил Червоненкису, что ненавижу советский строй и готов при первой возможности выступить с оружием в руках против ненавистных мне большевиков. Червоненкис, выслушав меня, заявил, что такая возможность есть, что многие и многие работники эстрады уже ведут борьбу с советской властью при содействии одного из иностранных государств».

В задачи организации якобы входили сбор шпионской информации и подготовка покушений на руководителей партии и государства.

Звайгзне назвал фамилии трех человек, якобы состоявших в мифической организации. Об их судьбе ничего не известно.

10 октября 1938 года Альберт Янович Звайгзне был приговорен к высшей мере наказания по обвинению в «принадлежности к шпионско-террористической организации, действующей в пользу немецкой разведки, и террористической агитации». Приговор был приведен в исполнение 19 октября 1938 года. Ему было 42 года.

Альберт Янович был Звайгзне реабилитирован в 1989 году на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР, что косвенно свидетельствует о том, что родственников у него не осталось, хотя на момент ареста у него был 18-летний сын Мервальд, который жил с матерью после развода родителей.

Церемония установки табличек «Последнего адреса»: фото, видео А.И. Чаусов, видео А.Я.Звайгзне


Фото: Мария Олендская



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.