Прага, улица Парижская, 1073/1 (ul. Pařížská 1073/1, Praha 1 Staré Město)
На карте На карте

| 10 октября 2019

В этом доме, в самом центре Праги, в зимние месяцы жил с женой юрист и предприниматель Ольдржих Пецл. Лето они проводили на даче в городе Ржевнице. Но именно этот дом стал последним прижизненным адресом Пецла.

Ольдржих Пецл родился в 1903 году в Богуславице, недалеко от Кийова, в семье сельского учителя Франтишека Пецля. Его мать Алжбета, урожденная Вайсхаммерова, была домохозяйкой и занималась воспитанием Ольдржиха и его брата Ярослава. Социальные условия семьи были скромными, особенно после смерти главы семейства, но несмотря на это оба сына смогли учиться. Ольдржих, который с юности был очень любопытным и восприимчивым к общественным и политическим делам, учился в гимназии в Валашске Мезиржичи. Но и финансовые проблемы семьи, и увлечение революционными идеями часто отвлекали его, полного надежд и патриотического энтузиазма, от учебы.

В ноябре 1918 года 15-летний национально ориентированный студент гимназии добровольно пошел служить в формировавшуюся чехословацкую армию и принял участие во взятии Опавы. Период конца его учебы в гимназии ознаменован началом многолетней дружбы с Завишем Каландрой, восхищавшимся пролетарской революцией и культурой. Завиш Каландра заразил Ольдржиха коммунистическими идеями, и вместе они издавали студенческий журнал c левым уклоном.

Оба друга закончили учебу в 1921 году. Для дальнейшего обучения они выбрали Карлов Университет (Пецл поступил на юридический факультет), где они занимали высокие посты в управлении Коммунистической студенческой фракции, известной под аббревиатурой Костуфра.

После окончания университета их идеологические пути разошлись. Каландра вступил в Левый фронт и Сюрреалистическое движение, увлекся журналистикой, историей и продолжал активно выступать среди марксистской интеллигенции (при этом следует отметить, что он был критично настроен в отношении коммунистической утопии в Советской Союзе и в своих статьях в прессе он осуждал сталинский террор). Ольдржих Пецл посвятил себя адвокатской деятельности и бизнесу в сфере антикварной торговли. Этот образ жизни ориентировал его на политический реализм, и вскоре он бросил молодежное увлечение коммунизмом.

В 1939 году Пецл женился на сестре югославского дипломата Анкице Милич. Она родилась в Сараево в бывшей крестьянской семье, которая затем переориентировалась на банковское дело и горнодобывающую промышленность, была образованной женщиной с литературными амбициями. Ольдржих Пецл заинтересовался горнодобывающим бизнесом, и благодаря финансовым средствам, вложенным в этот брак Анкицой, он приобрел контрольный пакет акций в шахте Этна в Лхотице, недалеко от Чешских Будейовиц. По данным экспертов, местный антрацит был одним из самых качественных в мире, но геологические условия не были благоприятны для эффективной добычи.

Пецл вместе со своим партнером пражским инженером Янечеком основал «Континентальную компанию СМО Этна» со штаб-квартирой в Братиславе. Этот шаг был вынужденным - из-за оккупации чешской и моравской частей Чехословакии и создания Протектората Богемии и Моравии. Компания считалась иностранной, что на протяжении большей части войны давало ее владельцам относительную автономию в бизнесе. Однако деловые интересы не помешали Пецлу оказывать сопротивление оккупационному режиму. Он сотрудничал с группой писателя, а позже дипломата Зденека Немечека и использовал свои контакты в Управлении по трудоустройству Протектората для получения ценных отчетов о мобилизации рабочей силы. Полученную информацию он передавал с помощью посредников в лондонской эмиграции.

После войны Ольдржих Пецл, как и многие другие предприниматели, столкнулся с последствиями Кошицкой правительственной программы: в 1945 году его шахта была национализирована. Вскоре добыча была остановлена, а техническое оборудование вывезено. В то время Пецл работал в юридическом отделе компании, занимавшейся медицинскими приборами в Праге. Он был беспартийным большую часть своей жизни, однако после прихода к власти в феврале 1948 года коммунистического правительства вступил в Национальную социальную партию.

Благодаря контактам своей супруги и ее брата он часто встречался с югославской общиной и с дипломатическим сообществом в Праге и неплохо ориентировался в международной ситуации. Члены Национальной социальной партии получили в Пецле эксперта по правовым и экономическим вопросам и независимо мыслящего идеолога (он был автором концепции новой партийной идеологии). В контексте растущей информационной изоляции он считал необходимым поддерживать контакты с представителями эмиграции, которая выехала из Чехословакии после февраля 1948 года, и информировать мир без искажения о ситуации в стране, в том числе об экономических проблемах, растущем советском давлении на коллективизацию в сельском хозяйстве, разграблении сырья (урановая руда), кампании против церквей и верующих, о первых политических процессах. Это были фактически независимые журналистские сообщения, которые он составлял на основе информации, полученной от своих знакомых депутата Алены Кляйнеровой и Завиша Каландры или из отечественной прессы. Пецлу в соавторстве также приписывают Меморандум Чехословацкой демократической оппозиции, отправленный осенью 1949 года на международную конференцию послов США с целью привлечь внимание к ситуации в Чехословакии, существованию и намерениям чехословацкой политической оппозиции. Это был документ, в частности, разоблачавший коммунистический режим Клемента Готвальда. Позже в расследовании органов госбезопасности вышеупомянутая деятельность послужила поводом для обвинения Пецла в шпионаже.

Ольдржих Пецл был арестован 8 ноября 1949 года, а его жена Анкица – ровно через месяц. Органы госбезопасности хотели провести пропагандистский процесс в формате громких показательных процессов сталинской эпохи. В одном из своих последних писем Совету свободной Чехословакии от 15 октября 1949 года Пецл пророчествовал: «Ходят слухи, <...> что будут запущены чудовищные монстр-процессы. От каждого процесса останется острый шип в душе народа. Нужно будет заранее подготовиться к этим процессам и раскрыть, какие цели коммунисты преследуют».

Пецла обвинили в государственной измене в соответствии со статьей № 1, п. a, b закона № 231/48 Св. «О защите Республики» и в шпионаже в соответствии со статьей № 5, п. 1 и 2 того же закона. Семейные югославские контакты Пецла также «пригодились»: ему была назначена роль пропагандиста «коварного титоизма».

Судебный процесс над так называемой группой Милады Гораковой, или же «главами заговора против республики», ставший наиболее резонансным в истории коммунистических репрессий в Чехословакии, проходил с 31 мая по 8 июня 1950 года. Ольдржиху Пецлу, Миладе Гораковой, Яну Бухалы и Завишу Каландре был вынесен смертный приговор. 24 июня апелляции всех заключенных против смертной казни были отклонены. Письма с просьбой о помиловании осужденных поступали со всего мира, в том числе от Альберта Эйнштейна или Андре Бретона. Но приговор был приведен в исполнение 27 июня 1950 года около 5 часов утра. Последнее желание Ольдржиха Пецла поговорить с женой не было выполнено.

В 2010 году Ольдржиху Пецлу была присвоена награда Института по изучению тоталитарных режимов «За свободу, демократию и права человека».


Церемония установки памятной таблички "Последнего адреса": фото

Фото: Poslední adresa



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.