Санкт-Петербург, Малая Конюшенная, 4/2
На карте На карте

| 24 ноября 2019

В доме на набережной канала Грибоедова, 9 (Малая Конюшенная ул., 4/2) с 1930-х годов разместился жилищный кооператив ленинградских писателей. В ноябре 2015 года во дворе этого дома «Последний адрес» установил  таблички литераторам Павлу Медведеву, Валентину Стеничу-Сметаничу, Борису Корнилову, Юлию Берзину, Георгию Венусу, Яну Калныню, Николаю Олейникову. Здесь же жил и был арестован литературный критик Н.Г. Свирин, которому сегодня мы установили памятный знак.

Согласно базе «Мемориала», 10 человек из этого дома были репрессированы в годы советской власти. Сегодня восьми из них мы установили мемориальные таблички.


Николай Григорьевич Свирин родился в 1900 году в Санкт-Петербурге. Был участником Гражданской войны, что, возможно, определило его дальнейшую судьбу: он стал теоретиком и критиком советской военно-оборонной литературы. В 1928 году он вступил в ВКП(б).

Н. Свирин «Мобили-
зация литературы». 
Фото с сайта oldbook.ru

В 1930 году Свирин был среди основателей Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ), начавшегося с публикации обращения инициативной группы писателей в «Литературной газете». Свирин, Всеволод Вишневский, Демьян Бедный и другие подписанты этого обращения призвали коллег «возможно чаще помещать такие произведения, которые воспитали бы в массах постоянное чувство боевой готовности», обосновывая это растущей угрозой военного нападения на СССР.

С 1931 до 1932 года Свирин был ответственным редактором журнала «Залп» - литературно-художественного и критического ежемесячника Ленинградско-Балтийского ЛОКАФ. В 1932 году ЛОКАФ был ликвидирован после партийного постановления о создании единого Союза писателей, и с 1932 по 1934 годы Николай Григорьевич работал секретарем ленинградского оргкомитета по созданию Союза писателей. Он был делегатом с решающим голосом на первом Всесоюзном съезде писателей.

В это время им были изданы сборники статей «Литература и война» (1932) и «Мобилизация литературы» (1933), посвященных общим теоретическим проблемам оборонной литературы. Свирин работал в Академии искусствознания, писал статьи о русской классической литературе: «К вопросу о байронизме Пушкина», «Пушкин и Восток», «Пушкин и греческое восстание» и другие.

К моменту ареста 26 июня 1937 года Свирин был ответственным секретарем Ленинградского отделения Союза советских писателей. Он был женат на Анне Порфирьевне Свириной, у них был сын Владимир десяти лет.

В 1937 году он был исключен из партии «за связь с врагами народа».

Николай Григорьевич Свирин был обвинен по статье 58-8 (террористический акт), 58-11 (организационная деятельность, направленная к совершению контрреволюционного преступления) УК РСФСР. В расстрельном списке на 168 человек, подписанном Сталиным и Молотовым 7 декабря 1937 года, фамилия Свирина стоит под номером 126.

Уже вынесенное ранее решение было оформлено приговором Выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР в Ленинграде 20 февраля 1938 года. Приговор приведен в исполнение в тот же день. Свирину было 38 лет.

Через 18 лет, в 1956 году Николай Григорьевич Свирин был реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР.

Церемония установки таблички "Последнего адреса"

Фото: Евгения Кулакова
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о двоих репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.