Москва, Чистопрудный бульвар, 12
На карте На карте

| 03 декабря 2017

На Чистопрудном бульваре целый квартал домов числится под номером 12. Одно из строений этого комплекса — корпус 4 — было спроектировано в 1936 году архитектором Алексеем Волхонским для кооператива "Военный строитель". В этих домах жило много военных, чем объясняется большое число

жертв Большого террора.

Согласно базам «Мемориала» более 70 жильцов комплекса зданий по Чистопрудному, 12 стали жертвами репрессий 1930-х годов.

В арке дома кооператива "Военный строитель" мы сегодня установили мемориальные таблички троим из них.

Степан Николаевич Степанов родился в декабре 1897 года в селе Токарево Каширского уезда Тульской губернии в крестьянской семье. Он получил лишь начальное образование — окончил трехклассную сельскую школу — и с 13 лет был вынужден зарабатывать. Сначала Степан устроился чернорабочим в колбасную мастерскую в Кашире, затем — уже в Москве — вязальщиком на мануфактуру Егорова. Какое-то время он подрабатывал в экспедиции газеты «Копейка».

В 1916 году Степанов был призван на военную службу. Его направили во 2-й Балтийский флотский экипаж. После учебы в минном отряде он был направлен в Кронштадт.

После Февральской революции он принимал активное участие в работе большевистских газет, был избран депутатом Кронштадтского совета, участвовал в подавлении корниловского мятежа и юнкеров Владимирского военного училища. Был членом ревкома Рязано-Уральской железной дороги.

В 1918 году Степанов добровольно вступил в Красную армию, воевал на Восточном фронте, в октябре 1918-го вступил в РКП(б). В начале 1919 года он попал в плен к колчаковцам и восемь месяцев провел в тюрьмах на Урале и в Казахстане, откуда ему удалось бежать. В 1919-1920 годах он служил шифровальщиком штаба начальника Морских сил РККА. С июля 1920 года — военный комиссар управления по безопасности кораблевождения в Архангельске, а осенью 1920 года — уже на Черноморском флоте, в должности военного комиссара управления снабжения Ейского укрепленного района.

После Гражданской войны Степанов вошел в политсостав РККА, где занимал различные ответственные должности. С 1921 по 1924 годы занимался агитационно-пропагандистской работой на Черноморском флоте, затем в январе 1925 года он был назначен старшим инспектором организационно-распределительного отдела Политупраления РККА по флоту.

В июне 1928 года его перевели на Дальний Восток на должность помощника командующего по политической части и начальника политотдела Дальневосточной военной флотилии. В период советско-китайского конфликта на КВЖД в 1929 году Степанов участвовал в боевых действиях. В 1930 году был награжден орденом Красного Знамени.

В мае 1930 года он вернулся в Москву, где занял должность старшего инспектора в Политуправлении РККА, а с апреля 1934 года Степан Николаевич состоял в распоряжении Главного управления РККА. В 1935 году Степанов получил звание бригадного комиссара. Затем, до декабря 1937 года, он занимал должность заместителя начальника отдела кадров Управления Морских сил РККА.


С.Н. Степанов
Фото из следственного дела

В феврале-марте 1937 года состоялся пленум ЦК ВКП(б), который почти целиком был посвящен политическому обоснованию разворачивающихся в стране массовых репрессий. Установочные доклады Молотова, Кагановича и Ежова касались «уроков вредительства, диверсии и шпионажа японо-немецко-троцкистских агентов». Тогда же, в марте, Политбюро постановило «предложить Наркомату обороны уволить из рядов РККА всех лиц командно-начальствующего состава, исключенных из ВКП(б) по политическим мотивам».

С мая начинаются аресты военачальников — основных обвиняемых по делу о «военно-фашистском заговоре в РККА».

Согласно выписке из протокола заседания комиссии при наркоме обороны СССР по рассмотрению вопросов по увольнению командного и начальствующего состава из РККА, Степанов, «будучи на службе в политическом управлении Черноморского флота, имел тесную связь с троцкистами: бывшим в то время начальником агитационно-пропагандистского отдела политуправления Черноморского флота Родионовым и комиссаром штаба флота Кара, ныне арестованными органами НКВД». Он якобы «составлял троцкистские резолюции и выступал в защиту их». Комиссия заключила, что Степанов «ценности для РККА не представляет. Политического доверия не внушает».

Бригадный комиссар Степан Николаевич Степанов 27 декабря 1937 года был исключен из партии, уволен в запас, а через три дня арестован.

Он провел в тюрьме полгода. 14 июня 1938 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Степана Николаевича Степанова к расстрелу, обвинив в участии в военном заговоре. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Степанову было 40 лет.

Степан Николаевич Степанов был реабилитирован в 1957 году.

Виктор Иванович Марасанов родился 8 февраля 1892 года в деревне Притыкино Яранского уезда Вятской губернии в семье крестьянина-бедняка. В 1908 году он окончил шестиклассное городское училище в Царевосанчурске (ныне Санчурск).

Учась в последних классах, Виктор вступил в кружок самообразования, возглавляемый профессиональным революционером, ссыльным из Вильнюса Александром Васильевичем Шешиным-Цепелевичем. Члены Царевосанчурского товарищеского кружка самообразования (ЦТКС), созданного в 1903 году, выступали за свержение царизма и созыв Учредительного собрания, вели антиправительственную агитацию среди крестьян, призывая их к свержению царя, печатали и распространяли среди населения политические прокламации.

В 1908 году, после разгрома канцелярии станового пристава и земского начальника, Марасанову пришлось бежать в Баку, где он находился на нелегальном положении. Там он вступил в Союз нефтепромышленных рабочих и познакомился с Шаумяном, Ворошиловым, Землячкой, Сталиным, Ольминским и др.

Одновременно Марасанов продолжал самостоятельно учиться и до 1915 года сдал экстерном экзамены за реальное училище, затем — на звание землемера. Зарабатывал чем придется.

В 1915 году Виктор Иванович окончил 2-ю Тифлисскую школу прапорщиков и был направлен на фронт. После Февральской революции он примкнул к большевикам. «Не состоя за эти годы формально в партии, я идеологически оставался на позиции большевиков… Поэтому когда в 1917 году после Февральской революции надо было делать выбор — с кем пойти, я безоговорочно встал в ряды большевиков», — писал много позже Марасанов в своей автобиографии.

С 1917 по 1919 годы Марасанов был комиссаром Московского военно-революционного комитета, комиссаром милиции и военным комиссаром Пресни.

С 1919 по 1932 годы Виктор Иванович занимал различные должности в системе ВСНХ РСФСР, а затем Госплана СССР.

В 1929 году он вновь взялся за учебу — весной 1935-го экстерном окончил Химико-технологический институт им. Менделеева, факультет органической технологии, получил квалификацию инженера-технолога. Последняя должность перед арестом — директор Центрального научно-исследовательского лесохимического института.


В.И. Марасанов с сыном

Виктора Ивановича Марасанова арестовали в ночь с 7 на 8 марта 1936 года. Через полгода — 7 сентября 1936 года — по постановлению Особого совещания при НКВД СССР он получил пять лет лагерей «за контрреволюционную деятельность». В знак протеста он объявил голодовку. Через месяц его дело было пересмотрено, а срок заключения «социально-опасного элемента» был увеличен до восьми лет.

«В этом же месяце, возвратясь домой после свидания с отцом, мать сказала мне: «Отца исключили из партии. Пытает отца следователь Арганов. Запомни эту фамилию на всю жизнь. Оставшись без меня, ты обязан будешь воспитать сестру». Наташе было всего три с половиной года», — вспоминал много позже сын Марасанова Виктор Викторович.

Срок Виктор Иванович отбывал на Колыме, в Северо-восточном ИТЛ. Через год его вновь судили и на этот раз приговорили к высшей мере наказания за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Приговор был вынесен осенью 1937 года и приведен в исполнение 27 ноября 1937 года.

По воспоминаниям сына Марасанова, еще в апреле 1937 года семью сослали в село Ялань Енисейского района Красноярского края. В августе его матери передали от мужа записку: «Люся, спасай детей!». В конце августа с помощью грузчиков из числа ссыльных брата и сестру удалось спрятать в трюме уходящего парохода, и они бежали. На попечении четырнадцатилетнего Виктора осталась четырехлетняя младшая сестра, и ему почти сразу пришлось пойти работать.

Постановления ОСО при НКВД СССР от 07.09.1936 г. и 08.10.1936 г. в отношении Виктора Ивановича Марасанова были отменены Военной коллегией Верховного суда СССР в 1956 году, его дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

Евгений Борисович Эренбург родился в 1889 году в Харькове, получил среднее образование, ни в каких партиях не состоял, работал преподавателем музыки на Московском почтамте и 3-й фабрике треста «Москвошвей». Вот, пожалуй, и все, что о нем известно, помимо даты ареста и расстрела. Хотя есть еще две детали, которые могут пролить свет на биографию Евгения Борисовича: его имя фигурирует в так называемых сталинских расстрельных списках и в сборнике «Русские в Китае. Генеалогический индекс (1926-1946) — пофамильном списке советских граждан, живших в указанные годы в Китае. Возможно, именно «китайский» период жизни Эренбурга и стал причиной его гибели. Во всяком случае, он был арестован 25 сентября 1937 года — через пять дней после того, как был издан оперативный приказ НКВД № 00593 «О мероприятиях в связи с террористической, диверсионной и шпионской деятельностью японской агентуры из так называемых харбинцев».
Евгений Борисович Эренбург провел в тюрьме два месяца. Расстрельный список, куда вошла фамилия Эренбурга (Москва-центр и Московская область), подписан Сталиным, Молотовым и Ждановым 22 ноября 1937 года. В нем 140 человек, 126 из них подлежат расстрелу, 14 — 10 годам заключения. 22 ноября Эренбург был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР за «участие в контрреволюционной шпионско-террористической организации» (ст.ст. 58-1а, 58-8, 58-11 УК РСФС) и расстрелян в тот же день.

Евгений Борисович Эренбург был реабилитирован в 1957 году.


Церемония установки табличек «Последнего адреса»: фото, видео


Фото: Мария Олендская

***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о шестидесяти девяти репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.