Москва, Калашный переулок, 2/10
На карте На карте

| 16 мая 2021

Угловой дом между Калашным и Малым Кисловским переулками был построен в 1912-1913 годах по проекту инженера Н.Д. Струкова как доходный дом по заказу купца А.И. Титова. Из-за ошибок в проектировании и спешки в строительстве у почти достроенного семиэтажного здания обрушилась фасадная стена, в результате дом стал пятиэтажным. Позже здание было перестроено инженером В.Д. Цветаевым и архитектором Давидом Коганом, по проекту которых были надстроены два этажа и возведена зубчатая шестиугольная башня с часами, спроектированная Артуром Лолейтом. Строительство завершилось лишь в 1925 году. Тогда же в здании разместились администрация и склады треста «Моссельпром», а фасад был украшен панно художников Александра Родченко и Варвары Степановой со знаменитой фразой Владимира Маяковского «Нигде кроме, как в Моссельпроме». В народе здание стали именовать «Дом Моссельпрома».

Согласно базам «Мемориала», не менее 11 жильцов стали жертвами политических репрессий. Двум из них сегодня мы установили памятные знаки.

https://generals.dk

Иван Яковлевич Хорошилов родился в 1898 году в Лодзи, одном из крупнейших польских городов. Его родители были выходцами из крестьян, но, живя в городе, сумели дать сыну гимназическое образование.

Летом 1918 года Хорошилов вступил в Красную Армию, воевал на Западном и Восточном фронтах в составе 1-го Нижегородского полка, затем в составе отряда особого назначения участвовал в боях с бандами в Казанской и Симбирской губерниях. В начале 1919 года он поступил на командные курсы Западной стрелковой дивизии, которые окончил в июне того же года. Тогда же его назначили командиром батальона по борьбе с бандитизмом и дезертирством в Смоленской губернии, а в 1920 году – помощником командира 2-го Смоленского сводного полка курсантов. Хорошилов участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, за что в феврале 1922 года бы награжден орденом Красного Знамени.

В 1923 году Иван Яковлевич окончил курсы при Главном управлении военно-учебных заведений РККА и был направлен в Ташкент, где до 1925 года занимал должность военкома Ташкентской объединенной военной школы, участвовал в боях с басмачами в Средней Азии.

В 1926 году Хорошилов окончил курсы усовершенствования командного состава (КУВНАС) при Военной академии имени М.В. Фрунзе, после чего был назначен командиром и военкомом 61-го стрелкового полка.

В апреле 1929 года он занял должность начальника 1-го отдела Командного управления Главного управления РККА. Через два года он уже помощник начальника Командного управления. В ноябре 1931 года Хорошилова направляют в Саратов, где он четыре года прослужил командиром и военкомом 32-й Саратовской стрелковой дивизии. В 1934 году он был награжден орденом Красной Звезды.

В апреле 1935 года Хорошилов вернулся в Москву, где его назначили на должность заместителя начальника Управления по командно-начальствующему составу РККА, которую с небольшим перерывом в полгода он занимал до октября 1937 года.

Аресты руководящих кадров Управления по командно-начальствующему составу РККА начались еще весной 1937 года, но массовый характер репрессии приняли после процесса по «делу Тухачевского». 11 июня 1937 года восемь высших военных чинов, среди которых был и бывший начальник Управления по командно-начальствующему составу РККА, к моменту ареста заместитель командующего войсками МВО Б.М. Фельдман, были приговорены к высшей мере наказания по обвинению в «участии в военном заговоре» и расстреляны в ночь на 12 июня.

5 ноября 1937 года был арестован тогдашний начальник Управления по комначсоставу РККА А.С. Булин (расстрелян 29 июля 1938 года), 28 ноября – начальник Управления по комначсоставу ВВС РККА Л.Ф. Гайдукевич (расстрелян 7 мая 1938 года, «Последний адрес» установил ему памятный знак в апреле 2021 года).

В октябре 1937 года Хорошилов был освобожден от должности и зачислен в распоряжение управления, а через четыре месяца, 12 февраля 1938 года, его арестовали. Его обвинили в участии в «военном заговоре» и «шпионаже в пользу Польши». В Сводке важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 26 февраля 1938 года, направленной наркомом внутренних дел Ежовым Сталину, есть выдержки из допроса Хорошилова, согласно которым Иван Яковлевич якобы сознался в «антисоветской работе, проводимой им по заданиям Тухачевского и Фельдмана в РККА». Так, Хорошилов, по версии сотрудников НКВД, должен был «подготовить к вербовке в заговор начсостава путем восхваления Тухачевского и дискредитации наркома обороны тов. Ворошилова. <…> Являясь наряду с этим агентом польского Генштаба с 1929 года, Хорошилов передал польской разведке ряд шпионских сведений о дислокации, вооружении и боевой подготовке частей РККА, об укрепленных районах, о настроениях высшего комсостава и др.».

Имя Хорошилова есть в сталинском расстрельном списке от 20 августа 1938 года, с особой отметкой «бывшие военные работники». В этом списке 208 имен. 26 августа 1938 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Хорошилова к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Ему было 40 лет.

Репрессирована была и жена Хорошилова, Станислава Яковлевна. Детей у них не было. Как сообщил «Последнему адресу» родственник Хорошиловых, заявитель на установку таблички Владимир Климов (его жена Галина Романенкова - родная племянница Станиславы Яковлевны), после их ареста пропали все документы и фотографии, поэтому мы так мало знаем о жизни Ивана Яковлевича и его семьи.

Станислава Яковлевна как «член семьи изменника родины» была приговорена к заключению в исправительно-трудовой лагерь. Наказание она отбывала в Акмолинском лагере (АЛЖИРе), затем была в ссылке под Красноярском. Она скончалась в 1978 году.

Иван Яковлевич Хорошилов был посмертно реабилитирован в 1956 году.

При подготовке статьи была использована биографическая справка с сайта «1937 года и другие».


Иван Иванович Смолин родился в 1895 году в селе Ходынино Рязанского уезда Рязанской губернии (по другим данным, в селе Шилово Спасского уезда Рязанской губернии) в семье железнодорожного мастера. Иван окончил реальное училище в городе Перово и в возрасте 17 лет отправился добровольцем на Первую Балканскую войну, откуда вернулся в 1914 году с сербскими орденами и медалями и с первым ранением.

С началом Первой мировой войны Иван был призван на военную службу вольноопределяющимся, закончил ускоренные курсы Владимирского военного училища в Петрограде. Сначала он воевал на Кавказском фронте, а после очередного ранения был отправлен на Западный фронт, где воевал в пехотных и драгунских частях в чине подпоручика. За боевые отличия был награжден тремя орденами. Дважды был ранен.

После Февральской революции Смолин был избран в состав полкового комитета. В начале 1918 года он приехал в Москву, где был направлен в Острогожский уезд комиссаром по формированию частей Красной Армии.

В Гражданскую войну Смолин воевал против войск генералов Деникина и Мамонтова сначала начальником штаба, затем командиром группы войск 8-й армии РККА. В апреле 1919 года он был назначен командиром 2-й бригады 42-й стрелковой дивизии. За смелость и тактический талант на этом посту в 1922 году Смолин был награжден одним из первых орденов Красного Знамени. Исследователи Н.С. Черушев и Ю.Н. Черушев в книге «Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь» цитируют приказ Реввоенсовета Республики о награждении Смолина и бывшего начальник штаба 2-й бригады 42-й стрелковой дивизии Н.А. Ефимова: «за то, что при наступлении деникинской армии на фронте Волчанск-Валуйки в период с августа по сентябрь 1919 года, лично воодушевляя бойцов бригады, рядом упорных боев со значительно превосходящими силами противника у г. Нового Оскола и к юго-востоку от г. Белгорода успешно вывели в полном составе все части бригады из создавшейся для них тяжелой боевой обстановки и присоединились к остальным частям 42-й дивизии».

В ноябре 1919 года Смолин был назначен начальником 47-й стрелковой дивизии, которая брала Новочеркасск. Затем он стал комдивом 21-й стрелковой дивизии, которая сражалась в советско-польской войне и дошла практически до Варшавы. В этих боях он снова был ранен, едва не попал в плен, но благодаря великолепной кавалерийской подготовке прорвался сквозь строй польских жолнеров.

В конце 1920 года Смолин был назначен начальником 2-й Верхнеудинской стрелковой дивизии, которая воевала против остатков белогвардейских войск и участвовала в ликвидации войск барона Унгерна. В августе 1921 года он был переведен на должность начальника 11-й Петроградской стрелковой дивизии.

После окончания Гражданской войны Иван Иванович продолжил свое продвижение по карьерной лестнице. В 1923 году он окончил Высшие академические курсы при Военной академии РККА, после чего был назначен начальником 6-й Орловской стрелковой дивизии Московского военного округа. По воспоминаниям родных, Смолин получил большую квартиру, в которой часто бывали в гостях его боевые товарищи Тухачевский, Якир, Уборевич, Корк, Гамарник и др.

В июне 1924 года Смолин стал командиром 3-го стрелкового корпуса Московского военного округа. Затем он служил во Владикавказе и Новочеркасске, где командовал 9-м стрелковым корпусом Северо-Кавказского военного округа. Далее была Белоруссия, где Иван Иванович служил начальником и военкомом 5-го стрелкового корпуса в Бобруйск. Почти три года он был начальником и военкомом стрелково-тактических курсов усовершенствования старого и среднего комсостава РККА «Выстрел». Затем его снова направили на Кавказ командующим войсками Кавказской Краснознаменной армии, где он служил с 1927 по 1933 год.

В 1929 году Иван Иванович развелся с женой Еленой Ивановной, что впоследствии, возможно, спасло от репрессий ее и их сына Ивана.

С июля 1934 года до момента ареста Смолин занимал должность начальника и военкома Военно-инженерной академии РККА.

Иван Иванович был арестован 14 мая 1937 года, скорее всего, в рамках разворачивавшегося в те дни грандиозного судебного процесса против группы высших военных чинов во главе с Тухачевским. Маршала Тухачевского арестовали позже Смолина, 22 мая. В тот же день был арестован и воевавший со Смолиным в Гражданскую комкор Н.А. Ефимов (расстрелян 14 августа 1937 года). Среди «заговорщиков» был и еще один бывший сослуживец Смолина командарм И.Э. Якир.

«В тот черный день он как обычно утром вышел из подъезда своего дома и направился к ожидавшей его персональной машине. Не дошел: мрачные, безликие фигуры попросили его сесть в стоявшую у подъезда черную «Эмку». Так он стал «врагом народа»», - написал нам его внук Валерий Смолин.

На допросах по делу «военного заговора» не раз упоминается имя Смолина. Так, в показаниях Тухачевского, явно выбитых из него во время допроса 1 июня 1937 года, маршал сообщает, что именно он якобы завербовал Смолина: «В августе того же года (1932 год. – прим. ред.) я поехал в отпуск на Кавказ. На ст. Белан меня встретил командарм РККА Смолин. Он жаловался на плохое отношение к нему наркома. В дальнейших наших разговорах выяснилось несогласие Смолина с генеральной линией партии, и я предложил ему вступить в группу, которую я нелегально сколачиваю в армии на основе платформы правых. Смолин согласился».

11 июня 1937 года восемь высших военных чинов – маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский, командармы 1-го ранга И.П. Уборевич и И.Э. Якир, командарм 2-го ранга А.И. Корк, комкоры В.М. Примаков, В.К. Путна, Б.М. Фельдман, Р.П. Эйдеман – были приговорены к высшей мере наказания по обвинению в «участии в военном заговоре» и расстреляны в ночь на 12 июня.

Имя Смолина есть в сталинском расстрельном списке от 15 сентября 1937 года. 20 сентября 1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу по обвинению в «участии в контрреволюционной террористической организации». Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Ему было 42 года.

Иван Иванович Смолин был реабилитирован в 1955 году.

При подготовке статьи была использована биографическая справка с сайта «1937 года и другие».


Церемония установки табличек "Последнего адреса": фото,
видео И.Я. Хорошилов, И.И. Смолин


Фото: Оксана Матиевская


***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о девяти репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.

Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.