Москва, Зубовский бульвар, 15, строение 1
На карте На карте

| 29 августа 2021

Доходный дом был построен в 1910-1911 годах по проекту архитектора Г.Ф. Ярцева по заказу тамбовского помещика М.М. Любощинского, перебравшегося в Москву, чтобы дать хорошее образование своим многочисленным детям. В разные годы в этом доме жили писатель В.В. Вересаев, философ и богослов о. Сергий Булгаков, историк Н.А. Кун и другие.

В настоящий момент здесь расположен Государственный литературный музей.

Согласно базам «Мемориала», не менее трех жильцов этого дома были расстреляны в годы Большого террора. Одному из них мы установили памятный знак в апреле 2021 года. Сегодня здесь появилась вторая мемориальная табличка. Заявку на установку знака подала кандидат психологических наук Наталья Стоюхина, которая несколько лет назад заинтересовалась судьбой психолога и психотехника Ивана Николаевича Дьякова и написала о нем статью «Психолог И.Н. Дьяков – ученик профессора Г.И. Челпанова: один из многих», информацию и выдержки из которой были использованы нами для написания этой справки об И.Н. Дьякове.

Фото из ЦГАМ - Центральный государственный архив Москвы

Иван Николаевич Дьяков родился в 1891 году в Новочеркасске в семье выходца из донских казаков, преподавателя Донского кадетского корпуса Новочеркасской станицы, надворного советника. Семья была многодетной: у Ивана было шесть сестер и три брата.

В 1910 году Иван окончил Новочеркасскую мужскую гимназию с золотой медалью и поступил на философско-психологическое отделение историко-филологического факультета Московского императорского университета, учился у известного философа и психолога, профессора Г.И. Челпанова. В 1915 году он окончил университет с золотой медалью, блестяще защитив кандидатскую работу «Критика В. Джемса о личности и единстве сознания». Дьякова оставили при факультете «для приготовления к профессорскому званию». С 1915 по 1919 годы он параллельно с научной работой преподавал логику, психологию и русскую литературу в московских гимназиях.

И. Дьяков во время учебы в университете, фото из ЦГАМ

В 1916 году вышла первая научная работа Дьякова «Проблема взаимоотношения субстанции и времени». В 1918-1919 годах он публиковался в журнале «Психологическое обозрение». Тогда же Иван Николаевич вернулся из Москвы в Новочеркасск, где устроился преподавателем в Донской педагогический институт. В 1920 году он стал профессором института по кафедре философии и психологии, деканом внешкольного факультета.

А 1921 году Иван Николаевич по итогам всесоюзного конкурса получил должность старшего научного сотрудника Института научной философии, созданного при факультете общественных наук МГУ, и переехал в Москву. В 1921-1922 годах он заведовал педологическими курсами при Главном управлении профессионального образования (Главпрофобр), а также – до 1923 года – работал старшим научным сотрудником и действительным членом Центрального педологического института.

В январе 1924 года в Ленинграде состоялся Второй всероссийский психоневрологический съезд, на педологической секции которого Дьяков выступил с двумя докладами: «Развитие социального сознания ребенка» и «Метод психодиагностики в педологии».

С 1923 по 1927 годы Иван Николаевич работал (наездами) профессором психологии Витебского педагогического института, при этом оставаясь жить в Москве, а также старшим научным сотрудником и профессором Государственного института физической культуры (1924-1925), заведующим психотехнической лабораторией Московского коммунального хозяйства (1926-1929).

В 1925 году Дьяков вместе с коллегами Н.В. Петровским и П.А. Рудиком участвовал в исследовании мировой шахматной элиты, приехавшей на Международный шахматный турнир в Москву в ноябре 1925 года. Как пишет в своей статье Наталья Стоюхина, «в программу испытаний входило исследование памяти, внимания, высших интеллектуальных процессов, воображения, интеллекта и эмоционально-волевых процессов у мировой шахматной элиты – X.Р. Капабланки, Э. Ласкера, Р. Рети, А.К. Рубинштейна, Е.Д. Боголюбова, многих известных гроссмейстеров и всех ведущих советских шахматистов. Результатом их совместной деятельности была книга «Психология шахматной игры на основе психотехнических испытаний участников Международного турнира в Москве в 1925 г.», чья ценность и сейчас в том, что ученым-психологам удалось методами точного психологического эксперимента вскрыть своеобразие психических процессов, обусловливающих успех в шахматной игре и которыми шахматный маэстро отличается от всех прочих людей, не играющих в шахматы».

В 1927 году Дьяков получил звание члена-корреспондента Государственной академии художественных наук (ГАХН) по физико-психологическому отделению, а в 1930 году стал штатным действительным членом ГАХН. Тогда же его назначили заведующим сектором психотехники и заместителем директора Московского автодорожного института.

Но 14 апреля 1931 года Ивана Николаевича арестовали, скорее всего, по т.н. «делу Бабикова И.А. и др.» (дело о контрреволюционной монархической организации «Истинная православная церковь»). Дьяков был земляком и соучеником философа А.Ф. Лосева, который тоже проходил по этому делу. Во всяком случае, на допросах Ивана Николаевича спрашивали только о Лосеве. Через две недели, 4 мая 1931 года, Дьякова отпустили, а дело против него прекратили.

Уже 20 мая он участвовал в Первом Всесоюзном съезде по психотехнике и психофизиологии труда, который проходил в Ленинграде.

В 1933 году Дьякова назначили старшим научным сотрудником Центрального НИИ Центросоюза, где он проработал два года, а в 1935-1936 году вел курс психологии в Ярославском педагогическом институте (наездами).

Дьяков - автор более 30 работ по психодиагностике, психологии утомления, искусству художественной рекламы, дорожной безопасности, был ведущим специалистом в области психологии воздействия с целью предупреждения аварий на дорогах.

Ивана Николаевича арестовали 4 августа 1937 года. Его обвинили в «участии в контрреволюционной террористической казачьей организации и подготовке терактов против руководителей ВКП(б) и советского правительства», в которую он был якобы вовлечен еще в 1926 году. По версии следствия, Дьяков должен был «производить вербовку в организацию новых членов из числа знакомых, вести агитационную и пропагандистскую работу».

Имя Дьякова есть в сталинском расстрельном списке от 7 сентября 1937 года, в котором 66 имен.

10 сентября 1937 года Дьякова приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в тот же день. Ему было 46 лет.

Его жена Елизавета Васильевна Дьякова 22 ноября 1937 года была приговорена к восьми годам исправительно-трудовых лагерей как «член семьи изменника Родины». Срок она отбывала сначала в Сенежлаге, затем, с августа 1941 года, – в Карлаге. 11 февраля 1943 года она скончалась в заключении. Детей у Дьяковых не было.

Иван Николаевич Дьяков был реабилитирован в 1956 году.


Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото, видео

Фото: Мария Олендская
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще об одном репрессированном, проживавшем в этом доме: это Глеб Константинович Андреев. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки ему мемориального знака, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.

Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.