Москва, Шарикоподшипниковская улица, 6/14
На карте На карте

| 25 сентября 2021

Шарикоподшипниковская улица была построена в 1929 году как подъездная улица к строившемуся тогда Первому государственному подшипниковому заводу (ГПЗ-1). Рядом с ним для рабочих были построены двухэтажные деревянные коммунальные бараки. В середине 1930-х годов вся четная сторона улицы была застроена жилыми пятиэтажными домами, в которых поселились в основном рабочие завода. Дома были с благоустроенными квартирами, на первых этажах располагались почта и телеграф, ателье для пошивки платья, кондитерская, гастрономический и книжный магазины, аптека, а в отдельном здании был комбинат пищевого обслуживания.
Много позже этот район перестроили, пятиэтажки и коммунальные бараки снесли. И теперь здесь многоэтажные жилые дома. На одном из них – № 6/14 – в июле 2020 года мы установили памятный знак одному из работников завода, погибшему в годы Большого террора. Сегодня здесь появилась еще одна табличка – в память слесаря Василия Дмитриевича Королькова, жившего в одном из деревянных бараков завода. Заявку на установку таблички подала его внучка Мария Королькова.


Василий Дмитриевич Корольков родился в 1909 году на Северном Кавказе в станице Дундуковская. Отец его, по рассказам матери, был рабочим и умер, когда мальчику был всего год. Мать умерла в 1922 году, 13-летний Василий остался сиротой. Еще семь лет он прожил на Северном Кавказе, работая то там, то тут, а в августе 1929-го поехал учиться в Тулу. В октябре он закончил обучение и был мобилизован ВЛКСМ на Сахалин.

В 1931-1932 годах Корольков учился на рабфаке при Хабаровском мединституте. В 1931 году его судили за уклонение от военной службы, но он получил медицинское освобождение и в дальнейшем в армии не служил по состоянию здоровья. Переселившись в Москву в 1932 году, он «механически», по его собственной формулировке в анкете, выбыл из комсомола.

В Москве Василий Корольков проработал некоторое время в Пролетарском райжилтресте, а затем устроился слесарем в энергоцех только что открывшегося Первого государственного шарикоподшипникового завода им. Л.М. Кагановича, где и трудился до самого ареста. Жил он рядом в заводском бараке на Шарикоподшипниковской улице.

Королькова арестовали 1 ноября 1936 года, обвинив «в контрреволюционной троцкистской деятельности». Следствие припомнило ему выступление 1930 года на пленуме окружкома ВЛКСМ, где он «с троцкистских позиций» произнес речь «по вопросу молодежи». Редкий случай, но Василий Дмитриевич своих троцкистских взглядов не отрицал и признал, что на пленуме его резко критиковали. Впрочем, по причине «шатаний и неустойчивости» иногда Корольков «выступал против генеральной линии партии как сторонник правого уклона». Например, зимой того же 1930 года он написал статью в газету «Советский Сахалин» с критикой методов раскулачивания. Он был убежден, «что раскулачивание проходит неправильно, что коллективизацию нужно проводить не такими темпами».

Газета статью не напечатала, сразу передав ее в окружком. Королькова вызывали на ковер и пытались доказать «ошибочность и неправильность» его взглядов. Василий и сам не удержался на правых позициях и скоро опять начал отстаивать левотроцкистские идеи. Организационно он никак не был связан с троцкистами, да и знаком был всего с одним, неким Рундуевым, еще живя на Кавказе, но в своих воззрениях, несмотря на непоследовательность, был тверд, считал себя в каждый данный момент «абсолютно правым» и не боялся свою правоту выражать публично.

На допросах он тоже не считал нужным скрывать свои «прегрешения» перед советской властью. В частности, он говорил: «Действительно я, <…> будучи антисоветски настроенным, высказывал контрреволюционные взгляды, критиковал мероприятия партии и советской власти. Я говорил о том, что теперь <…> все дорого, народ голодает». Троцкого в свое время обвиняли в том, что он хочет провести индустриализацию за счет крестьянства, но, по мнению Королькова, «сейчас то же самое получилось: у крестьян продукты берут за гроши, а продают втридорога. <…> Суд, который сейчас идет (речь о процессе над объединенным троцкистско-зиновьевским центром. – прим. ред.), является отображением борьбы за портфель, за власть между группой Сталина и Троцкого <...> Зиновьева и Каменева не должны расстрелять, ведь это большие умные люди, в особенности Зиновьев, он гораздо умнее Сталина».

Корольков радовался, что, по слухам, на его родном заводе НКВД арестовали 60 человек – значит, «правильные идеи» пустили корни. И критиковал оппозицию за то, что она слишком рано заявила о себе: нужно было еще поднабраться сил, продолжая вести агитацию, поскольку рабочие на тот момент были особенно недовольны властью из-за постоянно ухудшающейся жизни.

Василий Дмитриевич порицал власть, в том числе за чрезмерное «возвышение» Сталина, в то время как никаких положительных результатов его трудов не видно. «Партия своей политикой разорила Украину и Кавказ, довела людей до нищеты!».

Итог был предсказуем и в менее красноречивых случаях, а тут следствию даже ничего придумывать не пришлось. Уже через месяц после ареста, 2 декабря 1936 года, Особое совещание при НКВД приговорило Василия Дмитриевича Королькова к трем годам исправительно-трудовых лагерей за систематическую «контрреволюционную агитацию троцкистского характера» среди рабочих завода.

Не исключено, что и на Колыме, где Корольков работал на приисках, он не стал осторожнее и продолжал отстаивать «свою правоту» перед лагерным начальством. 17 февраля 1938 года тройка УНКВД по Дальстрою приговорила его к расстрелу. 9 марта приговор привели в исполнение. Ему было 29 лет.

После ареста неработающая 26-летняя жена Василия Дмитриевича Мария Петровна осталась одна с девятимесячным сыном Станиславом.

Василий Дмитриевич Корольков был реабилитирован в 1990 году.

Документы следственного дела

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео 1, видео 2

Фото: Оксана Матиевская
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о троих репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.

Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.