Москва, Воронцовская улица, 25, стр. 1
На карте На карте

| 07 ноября 2021

Дом, стоявший здесь в 1930-х годах, не сохранился, на его месте теперь находится здание, построенное в 2003 году.

Согласно базам «Мемориала», по меньшей мере шесть жильцов снесенного дома стали жертвами сталинских репрессий. В сентябре 2017 года мы установили на этом доме первый мемориальный знак. Сегодня здесь появилась еще одна памятная табличка – инженеру и фотографу Льву Марковичу Соломонидину. Заявку на ее установку подал Павел Ермаков, узнавший о Соломонидине по его фотографиям, сохранившимся в музее завода ЗИС (ныне – ЗИЛ). Он же прислал нам текст о Льве Марковиче, который мы публикуем ниже.

Лев Маркович Соломонидин родился в 1892 году в Астрахани в семье мещан-старообрядцев. Юные годы он провел в Москве, где, окончив городское четырехклассное училище, начал работать. Перед Первой мировой войной Лев устроился электротехником на завод «Динамо», и с тех пор технические специальности и заводы бывшей Симоновой слободы постоянно присутствовали в жизни Льва Марковича. В те же годы юноша увлекся фотографией и впредь не расставался с фотокамерой.

Война резко изменила жизнь молодого техника: в 1914 году Лев Маркович был призван на воинскую службу и направлен в Сибирскую воздухоплавательную роту, а через полгода он был командирован в Иркутскую школу прапорщиков. В действующую армию он отправился уже в чине прапорщика. Даже на фронте Соломонидин не расстается с фотокамерой - сохранился ряд его фотографий, сделанных под Сморгонью. За боевые заслуги Лев Маркович неоднократно награждался боевыми орденами и к 1917 году дослужился до звания штабс-капитана.

Л.М. Соломонидин - прапорщик царской армии

С 1918 года Соломонидин, получивший в годы службы серьезные знания в автомобильном деле, преподавал в автошколе в Белой армии Колчака, а после ряда ее поражений оказался востребованным специалистом и в Красной Армии - с 1920 по 1924 год он служил в Главном военно-инженерном управлении.

После демобилизации Лев Маркович поступил работать на Автомобильный Московский завод (АМО), строительство которого началось в 1916 году с тем чтобы хоть как-то удовлетворить потребность фронта в автомобилях, но выпустившее свою первую продукцию лишь в 1924 году.

К тому моменту у Соломонидина уже была семья: жена Клавдия Андреевна и сын Игорь.

В начале развития автомобильной промышленности практически единственным методом испытания автомобиля был пробег, а полигоном служили обычные дороги, переходившие в обыденное бездорожье. Также была велика агитационно-пропагандистская роль таких мероприятий. Благодаря практическому фронтовому опыту и отличному знанию конструкции автомобиля Лев Маркович стал постоянным участником автопробегов, в которые он всегда брал с собой фотокамеру. Удивляет его продуктивность как фотографа: снимая на среднеформатные камеры 6х9 и 9х12, он возвращался домой с десятками экспонированных фотопластинок и печатал отличные фотографии. Ему удавались и пейзажи, и бытовые сценки из жизни автомобилистов-испытателей.

                   
  Фото с автопробега: Л.М. Соломонидин - второй слева                                                          Л.М. Соломонидин - слева

В 1930 году Лев Маркович, окончив Автотракторный институт им. Ломоносова, стал преподавать в заводском техникуме и руководить студентами, проходившими практику на заводе. К этому времени в семье уже было двое детей: в 1928 году родилась дочь Нина.

Самым крупным автопробегом, в котором участвовал Лев Маркович, стал Каракумский автопробег 1933 года. Тогда завод ЗИС (Завод имени Сталина - так в 1931 переименовали АМО) прошел реконструкцию и приступил к выпуску более современных автомобилей, а в городе Горький (ныне – Нижний Новгород) заработал совершенно новый автозавод - ГАЗ. Именно их продукцию предстояло испытать и показать жителям Советского Союза.

Соломонидина назначили на серьезную должность - ему предстояло руководить колонной из четырех автомобилей АМО-3, представлять московскую технику за тысячи километров от родного завода, обеспечивать ее работоспособность. Директор ЗИС Иван Лихачев иронично напутствовал: «Лёвушка! Ты доведи машины хотя бы до Оренбурга!». На что «Лёвушка» уверенно ответил: «Берусь довести до Москвы» и выполнил свое обещание - новые грузовики прошли более девяти тысяч километров и своим ходом вернулись в Москву. Пробег обогатил автомобилистов знаниями и опытом преодоления бездорожья, а личный архив Льва Марковича пополнился новыми фотографиями.

Инженер Соломонидин продолжил успешную работу на ЗИСе: в 1934 году он стал исполняющим обязанности начальника, а позже начальником отдела смежных производств.

В роковом 1937-м его переводят заведующим группой электрооборудования легковых автомобилей ЗИС-101 в кузовное производство и через месяц назначают начальником отдела гарантийного ремонта легковых машин в цеху сборки и испытаний автомобилей. Именно эта должность стала последней в трудовой биографии Льва Марковича.

Если посмотреть на личную карточку Соломонидина из кадрового архива завода, то можно заметить волнистую красную линию, проведенную перьевой ручкой под графой «Служил ли в белой армии». В графе написана одна фраза «Преподаватель военно-автомобильной школы с 1919 по 1920». Когда 22 ноября 1937 года Соломонидина арестовали и подвергли первому допросу, именно к этому биографическому факту следователь и привязался. Ему было «доподлинно» известно о «службе» Соломонидина «в контрразведке армии Колчака против Красной Армии» и последующей «резкой контрреволюционной агитации» среди работников автозавода.

Лев Маркович был стойким человеком. Он отказывался от лживых обвинений, вину не признавал. Его пребывание в Таганской тюрьме было недолгим: конвейер террора уже работал на полной скорости, и через неделю после ареста ему был вынесен смертный приговор, приведенный в исполнение 3 декабря 1937 года.

В следственном деле Соломонидина подшит один очень показательный документ - повторный допрос молодого электрика Киселева, выполненный через два года после расстрела Льва Марковича, в 1939 году. «Мне прочли сегодня протокол допроса, который производил оперуполномоченный Семенков (в 1937 году. - прим. автора). Все, что я говорил при допросе, свои слова я описал и сейчас и только за них отвечаю. Грубо мои слова исказил Семенков, который писал протокол своей рукой». Так фабриковались дела в то страшное время.

Игорь, сын Льва Марковича, в декабре 1941 года уйдет на фронт, как и отец в 1914-м, будет служить в инженерной бригаде спецназначения, за наведение переправы через Десну под огнем противника его наградят медалью «За боевые заслуги». Игорь выживет на фронтах Великой Отечественной, вернется в Москву, на Воронцовскую улицу и будет искать отца, посылая запросы в МВД и получая странные, но обнадеживающие ответы, что в списках умерших он не числится. И там же, в квартире в доме на Воронцовской, еще долго будут храниться фотографии, книги и другие личные вещи Льва Марковича.

И только после XX съезда партии и письма на имя министра внутренних дел Игорь Львович получит уведомление о смерти отца. Не решаясь до конца признавать тяжесть и объем собственных преступлений, государственные органы выдадут типовую справку о кончине осужденного от паралича сердца в 1944 году. Так запросто работники госбезопасности на бумаге добавят семь лет жизни Льву Соломонидину.

Лев Маркович Соломонидин был посмертно реабилитирован в 1959 году.

А настоящую жизнь после смерти Лев Маркович обрел благодаря своему творчеству - фотографии. В заводском музее завода ЗИЛ хранятся несколько альбомов с уникальными фотографиями, сделанными во время автопробегов 1920-1930-х годов.

Семья Соломонидиных жила на Воронцовской улице до рубежа 2000-х, когда дом снесли и на его месте построили трехподъездный дом. Жильцы нового дома бережно относятся к исторической памяти: на фасаде дома сегодня закреплен уже второй знак «Последнего адреса», хранящий память о судьбах людей и печальных моментах в истории нашей страны.


*Источник фотографий: портал «Столетие» и Музей истории АМО ЗИЛ.

Архивные фотографии и документы следственного дела
Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео

Фото: Мария Олендская


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.