Пермский край, Верещагинский р-н, станция Волегово
На карте На карте

| 29 ноября 2021

Круглые сутки бесконечным потоком через небольшую остановочную площадку Волегово проходят десятки поездов: грузовые, пассажирские, ремонтные, лишь разнося в округе перестук колес и сигналы локомотивов. Транссибирская магистраль. Напряженный ежедневный труд железнодорожников обеспечивает надежную проходимость грузовых и пассажирских потоков… Этой дороге более ста лет. За свою более чем вековую историю многое видела дорога, многое ей пришлось пережить… Но несмотря ни на какие трудности, и в январские морозы, и в июльскую жару работники пути всегда на своем посту.

В 1930-е годы магистраль была однопутной, а построенные по всему пути разъезды позволяли «разойтись» встречным поездам. Такой разъезд был и на месте нынешней остановочной площадки Волегово. Тогда она называлась «Разъезд № 27». Здесь же находился и типовой дом, в котором жили семьи железнодорожников, ведь от работников пути требовалась постоянная готовность к внештатным ситуациям на дороге, возможность оперативно обеспечить движение поездов.

Дом железнодорожников в Волегово сохранился до наших дней. В октябре 2016 года «Последний адрес» установил здесь первую мемориальную табличку – в память железнодорожника Поликарпа Дементьевича Гилёва.

В базах «Мемориала» есть еще одно имя, связанное с этим домом, – Наум Харламович Плешивых. Заявку на установку мемориальной таблички «Последнего адреса» подала Зинаида Поликарповна Бердникова, до 1937 года – соседка этой семьи.

Наум Харламович Плешивых родился в 1895 году в починке Запольский, рядом с Волегово. В 1930-х годах он работал помощником начальника станции, дежурным по «Разъезду № 27». Жил он с женой и пятью детьми здесь же, в пристанционном доме на служебной квартире. Всего в том доме проживало четыре семьи железнодорожников.

Жители пристанционного дома в Волегово.1936 г.

Железнодорожная ветка, пересекающая Верещагинский район, дала развитие новой отрасли. Целые семьи становились железнодорожниками, так передавался драгоценный опыт молодым специалистам. И уже к середине 1930-х годов в районе образовался опытный, сплоченный трудовой коллектив.

Но сотрудники НКВД в июле 1937 года разглядели в этом коллективе «повстанческую организацию, ставившую своею целью свержение существующего строя путем вооруженного восстания». 7 июля специальный паровоз с сотрудниками НКВД прибыл на «Разъезд № 27» для ареста Наума Харламовича Плешивых и его сменщика Поликарпа Дементьевича Гилёва.

13 сентября 1937 года заседанием тройки при УНКВД Свердловской области Плешивых был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. По версии следствия, Наум Харламович якобы по заданию вымышленной организации «вел махровую контрреволюционную пропаганду, направленную на дискредитацию мероприятий, проводимых партией и советской властью, вел вредительскую деятельность на железнодорожном транспорте». Уже на следующий день, 14 сентября 1937 года приговор был приведен в исполнение.

Наум Харламович Плешивых был реабилитирован в 1957 году. В Определении Военного трибунала Уральского военного округа сказано: «В протесте прокурора ставится вопрос об отмене постановления и прекращении дела в отношении Плешивых за отсутствием состава преступления, поскольку дополнительным расследованием установлено, что следственные материалы в отношении Плешивых были сфабрикованы бывшими работниками УНКВД Свердловской области, а предъявленные Плешивых обвинения являются необоснованными».

Церемония установки таблички проекта «Последний адрес»: фото

Фото: Дмитрий Окунцев

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.