Дом № 8 по Кузнечному переулку возводился в 1840-е годы как доходный. Здание строил архитектор Константин Егоров с опорой на итальянский ренессанс.
С этим домом связаны имена нескольких человек, ставших жертвами политических репрессий в ХХ веке. В октябре 2016 года «Последний адрес» установил здесь табличку в память о Николае Ивановиче Канаеве. В той же квартире № 3 жил и муж его сестры Борис Петрович Мацкевич.
Борис Петрович Мацкевич родился в 1884 году в Санкт-Петербурге (по другим данным, в 1889 году). Он окончил кадетский корпус и Павловское военное училище, был офицером русской императорской армии. В 1909 году Мацкевич служил в лейб-гвардии 2-м стрелковом батальоне в чине подпоручика, а к 1917 году имел чин капитана в том же батальоне (по данным архива прокуратуры Петербурга, Мацкевич был полковником царской армии).
Как пишет его правнучка Кристина Лайдус, «он был женат на Александре Ивановне Канаевой, дворянке по происхождению, нашей прабабушке. У прабабушки был врожденный порок сердца, она скончалась в 1934 году, когда их второй сын Леонид был совсем маленький. Поэтому Борису Петровичу пришлось воспитывать сыновей Андрея и Леонида одному». Старший сын Мацкевичей, Андрей, родился в 1924 году, младший, Леонид, в 1930 году.
Известно, что у Бориса была сестра Надежда Петровна Бодольская 1869 года рождения.
К моменту своего первого ареста в 1935 году Борис Петрович работал техником-конструктором Института по проектированию заводов огнеупорной промышленности. Правнучка отмечает, что он «хорошо рисовал, был неплохим графиком и карикатуристом. Один из его рисунков, выполненных тушью, сохранился у нас».
11 марта 1935 года в квартиру № 3, где жили Канаевы и Мацкевичи, пришли сотрудники НКВД. Обыск продолжался всю ночь до утра, после чего Николай Канаев и Борис Мацкевич были арестованы как «социально-опасные элементы». Николай Канаев с семьей был выслан в Оренбург (где впоследствии его расстреляли). Борис Мацкевич постановлением Особого совещания при НКВД СССР 14 марта 1935 года был сослан в город Атбасар (Казахстан) на пять лет. Его дети остались с бабушкой, матерью жены, Верой Николаевной Канаевой, которая ухаживала за ними до своей смерти. Она умерла в блокаду в 1942 году, в том же году старшего сына Андрея призвали на фронт.
Правнучка Кристина Лайдус пишет: «Три года – до расстрела – он писал своим любимым сыновьям письма. В каждом письме столько отцовской заботы, любви и доброты! Эти письма с наставлениями – наша семейная реликвия».
Июнь 1935 года – детям: «…Бедные вы, мои милые птенчики! Все у вас идет не так как нужно, все у вас горе и заботы; а теперь еще и бедная бабушка тяжело заболела. Не веселое у вас, милых моих детей, то одно, то другое. А с моим отъездом и последнее гнездышко наше распалось, и превратились вы, невольно, в силу обстоятельств, в кочевников, без определенного своего уголка, без определенного места. Тяжело и больно мне все это, и душа болит за вас, моих дорогих птенчиков, без папы и без мамы. А еще тяжелее, что не могу я помочь, не могу взять вас к себе, ибо сам едва управляюсь…»
Из писем видно, насколько бедно живет в ссылке Борис Петрович и как он отчаянно пытается зарабатывать: «Сейчас же, в глухой зимний период в этом глухом закоулке с работой дело безнадежное. Особенно при существующей боязни брать на работу земляков». В мае 1935 года он пишет старшему сыну, что плотничает, организовал с товарищами (вероятно, такими же ссыльными) артель на пять-шесть человек, но заработок все равно очень низкий. Просит прислать ему книг по строительству. В других письмах обсуждает возможности зарабатывать фотографией («предложений много, а спрос не велик»). Зарабатывал он и рисованием (из Ленинграда родные присылали ему тушь, краски и бумагу).
3 марта 1938 года Борис Мацкевич, «из дворян-ссыльный, без определенных занятий», был арестован в Атбасаре по обвинению по статьям 58-6 («шпионаж«) и 58-10 («контрреволюционная пропаганда и агитация«). Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР он был приговорен к расстрелу 29 августа 1938 года (по другим данным, 19 марта 1938 года).
К сожалению, нам и родным Бориса Мацкевича до сих пор не удалось получить их архивов Казахстана сведений о приведении приговора в исполнение. В 1959 году семья Бориса Мацкевича получила из Атбасара ложное свидетельство о его смерти в 1941 году, указанная в справке причина смерти: «мозговая инсульта». Точная дата и место его гибели до сих пор не известны.
В 1959 году Ленинградский областной суд отменил постановление о высылке Бориса Петровича Мацкевича в Казахстан «за отсутствием состава преступления». А в 1960 году Военный трибунал Туркестанского военного округа отменил его расстрельный приговор.
*** |
Книга памяти "Ленинградский мартиролог" содержит сведения еще о двух репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте. |