Москва, Земляной вал, 27, строение 1
На карте На карте

| 29 января 2023

Восьмиэтажный многоподъездный дом № 27, строение 1 по улице Земляной вал (б. улица Чкалова) был построен в 1927-1929 годах по проекту архитектора Б. Н. Шатнева для Управления Московско-Курской железной дороги.

Согласно базам «Мемориала», не менее 18 жильцов этого дома стали жертвами политических репрессий. Одному из них мы установили памятный знак в ноябре 2019 года. Сегодня здесь появилась еще одна мемориальная табличка. Заявку на ее установку подала правнучка репрессированного, Екатерина Донцова.

Иван Лукич Бурый родился в 1891 году в городе Путивль Курской губернии (с 1925 года относится к УССР) в семье государственных крестьян из однодворцев. В семье Ивана Лукича полагают, что род восходил к древнему дворянскому роду Василия Бурого/Бураго, потомки которого несли службу на засечной черте.

В 1918 году Иван Лукич окончил Киевский Политехнической институт по специальности инженер-технолог. Первое место работы молодого специалиста фактически определило всю его дальнейшую карьеру. С июля по декабрь 1918 года он работал помощником машиниста и машинистом участка тяги Киев–Полтава. С тех пор и фактически до ареста он занимал различные должности в системе железных дорог: был заместителем начальника депо Конатоп и депо Полтава, начальником депо Воронеж. Весной 1922 года его перевели на работу в управление Московской Киево-Воронежской железной дороги, где до ноября 1923 года он работал начальником дорожного бюро нормирования, затем – заместителем начальника тяги.

Евдокия Ивановна и Иван Лукич

В феврале 1925 года Иван Лукич вернулся в Конотоп, где занял должность заместителя начальника вагоноремонтного завода. Через полгода его перевели на такую же должность в Полтаву. Затем были Харьков (консультант управления Южных железных дорог), Красный Лиман (начальник отдела тяги 7 эксплуатационного района Южной железной дороги), а в августе 1931 года Бурого командировали в Читу, назначив начальником отдела тяги управления Забайкальской железной дороги.

Иван Лукич был женат на Евдокии Ивановне Бедненко, с которой они познакомились в Киеве еще в студенческие годы. Евдокия Ивановна закончила высшие женские курсы и получила диплом учителя русского языка и литературы. В семье росло трое детей: Людмила (1921 г.р.), Валентина (1923 г.р.) и Евгений (1929 г.р.).

21 января 1933 года Ивана Лукича арестовали по статье 58.7 (вредительство, подрыв государственной промышленности) и приговорили к трем годам лишения свободы условно.

В июле 1935 года Бурый с семьей, которая постоянно переезжала вслед за сменой назначения Ивана Лукича, вернулся в Москву, где занял место заместителя начальника паровозной службы управления Московской-Курской железной дороги (впоследствии — железная дорога имени Дзержинского).

В феврале 1935 года наркомом путей сообщения был назначен Лазарь Каганович, который начал активно бороться с «вредительством» в системе транспорта. В марте-апреле 1935 года Каганович издал несколько приказов, в том числе № 83Ц «О борьбе с крушениями» и № 99Ц «Об антигосударственной линии в работе Научно-исследовательского института эксплуатации и отдела восточных дорог эксплуатационного управления НКПС», которые положили начало репрессиям в системе Наркомата путей сообщения.

На февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) 1937 года Каганович уже докладывал о результатах чистки в НКПС: «Мы в политаппарате дорог и НКПС разоблачили 220 человек. С транспорта уволили 485 бывших жандармов, 220 эсеров и меньшевиков, 572 троцкиста, 1415 белых офицеров, 282 вредителя, 449 шпионов. Все они были связаны с контрреволюционным движением».

Репрессиям подверглись сотни руководящих работников, инженеров, ученых, служащих и рабочих-железнодорожников, в том числе наркомы путей сообщения разных лет Ян Рудзутак, Моисей Рухимович (расстреляны 29 июля 1938 года) и Алексей Бакулин (расстрелян 7 марта 1939 года), декан путейского факультета МИИТа профессор Василий Крачковский (расстрелян 28 августа 1938 года), редактор газеты «Гудок» Аркадий Спиваковский (расстрелян 8 февраля 1938 года) и его заместитель Дмитрий Кузьмич, директор Института реконструкции тяги В. С. Маркович (расстрелян 17 июля 1939 года; в декабре 2017 года «Последний адрес» установил ему памятный знак).

Репрессии коснулись и работников железной дороги имени Дзержинского, где сотрудники НКВД «раскрыли» «обширную сеть диверсантов в управлении железной дороги им. Дзержинского от Москвы до Курска».

Справка о прекращении дела,
от 22 ноября 1956 года

Ивана Лукича арестовали 2 февраля 1937 года и обвинили в «участии в диверсионно-вредительской троцкистской террористической организации».

11 ноября 1937 года он был расстрелян. Ему было 46 лет.

26 февраля 1938 года по такому же обвинению был расстрелян сосед Бурого Борис Антонович Кучера («Последний адрес» установил ему памятный знак в ноябре 2019 года).

В 1937 году Евдокию Ивановну арестовали и осудили на восемь лет лагерей. Из лагерей ей удалось вернуться. А на время отсутствия родителей над детьми взяла опекунство и вырастила их ее сестра Екатерина Ивановна. Дети, вслед за отцом, выбрали технические специальности, окончили ВУЗы и сделали хорошие карьеры в своих областях, несмотря на сложности в получении образования для детей «врагов народа».

Дочери Бурого вспоминали много позже: «У Ивана Лукича не было ни секунды свободного времени. Он занимал большие должности, преподавал в институте, консультировал, делал расчеты, писал книгу — очень любил трудиться. Без дела не сидел. В свободное время только в театр на оперу любили ездить всей семьей. Семья была очень музыкальной.

Он приходил домой и начинал мастерить приёмники — тогда радио только развивалось. У него было подано три заявки на изобретения, но только одно успели утвердить. Позже бабушка видела знакомые чертежи и даже само это изделие, но известно оно было уже под другой фамилией. Изобретение до сих пор широко применяется в конструкции вагонов на железных дорогах России».

Иван Лукич Бурый был реабилитирован в 1957 году.

В семье хранится реликвия – инженерный справочник Ивана Лукича – и вечная память о человеке редкого инженерного ума, ушедшего из жизни так рано.

Церемония установки таблички "Последнего адреса": фото, видео

Фото: Мария Олендская
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о шестнадцати репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.