Угловой дом № 29 по Кронверкской улице и № 37 по Большой Пушкарской в 1937 году имел номера 23 и 59, соответственно. Этот дом, построенный в 1914 году по проекту архитекторов Юлия и Леонтия Бенуа, стал последним адресом более чем для 30 человек, 18 из которых были финнами. Одному из них – Андрею Ивановичу Аро – мы установили табличку «Последнего адреса» в январе 2019 года. Сегодня рядом с ней появились еще две таблички: полярному исследователю Рудольфу Лазаревичу Самойловичу и служащему Павлу Васильевичу Рыбакову.
Павел Васильевич Рыбаков родился в 1904 году в Костроме в семье рыбака. Неизвестно, когда точно он перебрался в Ленинград. Но известно, что он учился в Ленинградском технологическом институте (ЛТИ). Уже с 1927 года его имя можно найти в телефонном справочнике «Весь Ленинград»: в справочнике он записан как организатор коллектива ВЛКСМ ЛТИ. В справочнике следующего года он записан как ответственный секретарь коллектива ВЛКСМ ЛТИ, а также член Ленинградского Совета (продолжал им быть и в 1929 году). Жил Павел Васильевич тогда в доме № 73 по улице Марата.
С 1930 года Павел Васильевич с семьей жил в доме № 29 по Кронверкской улице. Этот адрес и стал для него последним. В справочнике «Весь Ленинград» за 1933 год указано, что он работал в Управлении Уполнонаркомтяжпрома.
В 1934 году Павел Васильевич стал директором Ленинградского дома научно-технической пропаганды (Научно-исследовательского института по техпропаганде), расположенного в то время по адресу: проспект 25 Октября (Невский проспект), 58.
Из архивной справки УФСБ РФ по Санкт-Петербургу следует, что на момент ареста в 1937 году Рыбаков работал старшим экспертом в Экспертном бюро изобретений Наркомтяжпрома.
Павел Васильевич был женат на Золе Абрамовне Вейнберг. Она родилась в 1906 году в Подольской губернии, закончила Технологический институт, где и познакомилась с будущим мужем. В моменту ареста мужа она работала ассистенткой в Ленинградском химико-технологическом институте. В семье Рыбаковых было двое детей: старшая дочь Зоря, 1930 года рождения, и младший сын Феликс, который родился 1 августа 1937 года, за 22 дня до ареста отца.
Павел Васильевич был арестован 22 августа 1937 года Управлением НКВД по Ленинградской области по обвинению в преступлениях по ст. 58-7, 58-8, 58-11 (вредительство, терроризм и контрреволюционная деятельность). Его имя включено в так называемый «сталинский расстрельный список» за 3 февраля 1938 года. Этот список, состоящий из фамилий на расстрел (1 категория) и лагерный срок (2 категория) был подписан лично Сталиным, Ворошиловым, Молотовым и Кагановичем.
Досудебное решение Сталина и его приближенных вскоре было оформлено в виде приговора Выездной сессии Военной коллегии Военного суда СССР от 17 февраля 1938 года. Павел Рыбаков был осужден на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на пять лет. Спустя три года, 7 февраля 1941 года, он умер в заключении на Колыме.
Его жена Зола Абрамовна 19 июня 1938 года как «социально-опасный элемент» была лишена права проживания в 15 крупных населенных пунктах СССР. При этом, согласно справке из жилконторы, до 10 января 1939 года она продолжала жить в квартире № 32 вместе с детьми, а в 1939 году была арестована. Возможно, из-за того, что у нее на руках был младенец Феликс, исполнение постановления о высылке было отсрочено.
По семейным воспоминаниям, Зола Абрамовна с детьми уехала в Кострому, где к тому времени жили ее родственники. В Костроме жили и родители Павла Васильевича, но связи с невесткой они не поддерживали, поскольку были против решения сына жениться на еврейке.
В 1956 году Павел Васильевич и Зола Абрамовна Рыбаковы были реабилитированы.
После реабилитации вдова и дети смогли вернуться в Ленинград, получили квартиру в Московском районе, Зола Абрамовна смогла восстановиться на работе преподавателем в Технологическом институте. Она умерла в 1999 году в Петербурге.
В семейном архиве Рыбаковых сохранилась коллективная фотография комсомольцев, одетых в юнгштурмовки, в центре которой – молодые Павел Рыбаков и Зола Вейнберг. Дата и описание фото не сохранились, но на обратной стороне оставлена надпись: «Помни отца, пламенного борца за коммунизм и человека с большой буквы».
Табличка Павлу Васильевичу Рыбакову установлена по инициативе его внука Станислава Феликсовича Рыбакова.
Рудольф Лазаревич Самойлович родился в 1881 году в городе Азов. Семья Самойловичей была зажиточной, отец руководил русско-греческой фирмой, экспортировавшей хлеб за границу. После окончания Александровской гимназии в Мариуполе в 1900 году Рудольф поступил на физико-математическом факультет Новороссийского университета в Одессе. Там он присоединился к революционному движению, но обеспокоенная этим мать отправила его учиться за границу. Рудольф Самойлович поступил в Королевскую Горную академию во Фрайбурге, в Саксонии, где в 1904 году он защитил диплом.
В студенческие годы Рудольф Самойлович сблизился с германскими социал-демократами и с 1901 года доставлял в Россию нелегальную литературу, в том числе ленинскую газету «Искра». По возвращении в Азов в начале 1905 года он печатал прокламации в типографии старшего брата Анатолия. В 1906 году Самойлович переехал в Ростов-на-Дону, где активно занимался общественно-политической деятельностью, в том числе агитацией среди солдат и рабочих. В 1905 году Самойлович был ненадолго арестован, через год арестован вновь и в августе 1906 года выслан этапом в Архангельскую губернию, город Холмогоры.
Однако первая ссылка продлилась недолго: в ноябре 1906 года Рудольф Лазаревич бежал Петербург, где жил с 1906 по 1908 года с паспортом на имя минского мещанина Александра Сорокина. Там он быстро установил связь с Петербургским Комитетом РСДРП. В это же время он обручился с социалисткой Софьей Ивановной Щепкиной, но в 1907 году она покончила с собой после допроса. В 1908 году, уже будучи снова под арестом, Рудольф Самойлович женился на ее сестре, Марии Ивановне Щепкиной. Вскоре после этого Самойловича отправили в ссылку в Архангельскую губернию (благодаря хлопотам его жены, находившейся на последних месяцах беременности, место ссылки было заменено с Мезени на Пинегу). В Пинегу приехала Мария Ивановна уже с новорожденной дочерью Софией, а в 1912 году в ссылке родилась дочь Мария-Тамара.
В ссылке Самойлович участвовал в работе кружка политических ссыльных, параллельно он начал свою карьеру по специальности, ведь он окончил Горную академию. Он занимался геологическими исследованиями Пинежского уезда, а в 1910 году получил разрешение переехать в Архангельск. Там он был избран секретарем общества по изучению Севера и в 1911 году принял участие в своей первой полярной экспедиции к берегам Шпицбергена на судне «Жак Картье» (из-за позднего начала экспедиции достичь острова тогда не удалось).
За последующие 30 лет Самойлович участвовал в 21 экспедиции, сделал множество научных и мореходных открытий.
В 1919 году Рудольф Лазаревич развелся с первой женой и в том же году женился на Елене Михайловне Ермолаевой, с которой у него было двое детей – Владимир и Наталья. Как минимум с 1924 года семья жила в квартире № 5 дома № 29 по Кронверкской улице. После ареста Рудольфа Самойловича его семья обменяла квартиру на меньшую, а в квартиру № 5 въехала семья композитора Дмитрия Шостаковича.
В 1919 году Рудольф Лазаревич участвовал в создании Комиссии по изучению Севера, стал секретарем ее президиума. В 1920-1925 годах он был первым руководителем Северной научно-промысловой экспедиции, которая в 1925 году преобразовалась в Институт по изучению Севера. До 1930 года его директором был Самойлович. В 1932-1938 годах Самойлович – заместитель директора Всесоюзного арктического института. Ученый был вице-президентом Географического общества СССР, членом географических обществ многих зарубежных стран, членом международного морского арбитража. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.
Одной из наиболее известных экспедиций под руководством Самойловича стала экспедиция 1928 года на ледоколе «Красин». Тогда был спасен потерпевший аварию по пути на северный полюс дирижабль «Италия» под командованием Умберто Нобиле. Об этом написаны книги, снят советско-итальянский фильм «Красная палатка», документальный фильм В. Блувштейна «Подвиг во льдах».
В 1931 году Самойловичу доверили научное руководство уникальной, до сих пор никем не повторенной международной высокоширотной экспедицией на дирижабле «Граф Цеппелин». С 1932 по 1937 годы Самойлович руководил экспедициями на кораблях «Русанов», «Седов» и «Садко».
В 1937-1938 годах Рудольф Лазаревич возглавлял третью и последнюю в своей жизни высокоширотную экспедицию на ледоколе «Садко». Судно попало в дрейф и осталось на полярной зимовке.
После долгой арктической зимовки Севморпуть направил Самойловича для восстановления в санаторий им. Горького в Кисловодск. Там 24 июля 1938 года выдающийся полярник был арестован Кисловодским городским отделением УНКВД по Орджоникидзевскому району и отправлен в Москву. Его обвинили в измене Родине, шпионаже в пользу Германии и Франции, создании в институте «вредительской группы», с которой он якобы «проводил подрывную работу в области освоения Севморпути» (статьи 58-1а, 58-7, 58-11 и 17-58-8 УК РСФСР).
4 марта 1939 года Военная Коллегия Верховного суда СССР приговорила Самойловича к высшей мере наказания. Он был расстрелян в тот же день в Москве. Ему было 58 лет.
В 1957 году Военная коллегия Верховного суда СССР, по приговору которой был расстрелян Рудольф Лазаревич Самойлович, реабилитировала его за отсутствием состава преступления.
К моменту ареста Самойловича его именем были названы географические объекты в Арктике, но после ареста оно было стерто с карт. В настоящее время именем Рудольфа Самойловича названы пролив и ледниковый купол на Земле Франца Иосифа, остров в Карском море, бухта на Южном острове архипелага Новая Земля, несколько объектов в Антарктиде. В 1981 году, в год 100-летия со дня рождения Р.Л. Самойловича, в Азове был открыт Мемориальный музей его имени и названо научно-исследовательское судно.
Табличка в память о Рудольфе Самойловиче установлена по инициативе его троюродной внучатой племянницы Полины Трояновской.