Москва, Смоленский бульвар, 24, строение 2
На карте На карте

| 22 мая 2016
Трехэтажный дом №24, строение 2 по Смоленскому бульвару был построен в 1877 году.
Согласно базам «Мемориала», два жильца этого дома подверглись политическим репрессиям. Сегодня мы устанавливаем мемориальную табличку одному из них.

Петр Николаевич Левтонов родился в 1900 году в Одессе. Окончил химический факультет МГУ и одновременно учился в консерватории. “У него был абсолютный слух и прекрасный голос – драматический тенор», – рассказывает его сын, Игорь Петрович Левтонов, которому было всего три года, когда арестовали родителей.


Братья Петр (слева) и Владимир Левтоновы
5 мая 1937 года 37-летний Петр Николаевич был уволен в запас с должности преподавателя Военной инженерной академии РККА в звании военинженера 2 ранга, а через 11 дней – 16 мая – его арестовали. 25 июля был арестован средний брат Петра Николаевича, Александр. Им вменяли в вину участие “в фашистской террористической группе антисоветски настроенной интеллигенции”.
Четыре с половиной месяца изнурительных допросов завершились смертным приговором, который был вынесен Военной Колегией Верховного суда СССР 26 сентября 1937 года. Обвинение типичное для тех лет: “участие в контрреволюционной террористической организации”.
Приговор был приведен в исполнение немедленно после оглашения.
В тот же день за “участие в антисоветской террористической организации” был расстрелян и Александр Левтонов. Ему было 51 год. Третий брат – Владимир – пережил их на год, но тоже попал под жернова сталинских репрессий. За “участие в контрреволюционной террористической организации” он был расстрелян 20 июня 1938 года. Год назад мы установили памятный знак Владимиру Николаевичу Левтонову на фасаде дома, где он жил, по адресу Армянский переулок, 4.
Из протокола допроса Ф.Н. Рыбинского, знакомого Левтоновых, также расстрелянного 26 сентября 1937 года по обвинению в контрреволюционной деятельности: “В контрревоолюционную группу русских фашистов, участником которой я являлся, входили: Левтонов Петр Николаевич, 37 лет. б/п, сын инженера, преподаватель Военной инженерной академии РККА, Левтонов Александр Николаевич, около 50 лет, б/п, служащий, Левтонов Владимир Николаевич, 49 лет, б/п, служащий, в прошлом эсер… Все мы объединились на основе общности контрреволюционных убеждений. При встречах вели беседы антисоветского и фашистского характера. Собирались в квартире Левтонова Петра”.
В декабре 1937 года арестовали и жену Петра Николаевича, Нину Флегонтовну Левтонову и приговорили к пяти годам лагерей как “члена семьи изменника родины”.
Вот как вспоминает этот момент дочь Владимира Левтонова, Ольга Владимировна в биографической книге “Шлиссельбуржец Владимир Левтонов”: “Как-то под утро к нам заявились сотрудники из НКВД и сказали маме, что она должна немедленно ехать с ними. “Если это арест, то дайте мне хотя бы с детьми проститься”, – заволновалась мама. Однако ордера на ее арест не было. Но один из сотрудничков многозначительно заявил, что только от нее самой зависит, вернется ли она домой.
Как потом рассказывала мама, ее повезли на Лубянку, а там спросили, знает ли она, где живет Нина Флегонтовна Левтонова, жена брата моего отца – Петра. Мама ответила утвердительно. Тогда ее повезли по указанному в ордере на арест тети Нины адресу: оказывается, они никак не могли найти во дворе затерявшийся в самой глубине дряхлый дом. “Маруся, что это значит?, – удивилась при виде ее в сопровождении энкавэдшников тетя Нина. – Тебя арестовали?” Мама растерянно-недоуменно пожала плечами. Расплакались разбуженные шумом два малолетних сына и племянницы постарше. После обыска обеих женщин повезли на Лубянку. Тетю Нину тут же куда-то увели, а маму, после оформления каких-то документов, отвезли домой”.
Срок Нина Флегонтовна отбывала вначале в Карлаге, затем в Прорвлаге. Из лагеря ее освободили в 1939 году – по счастливой случайности. Тяжело заболел дифтерией сын начальника лагеря, в котором она сидела. И ее, детского врача, повезли осмотреть ребенка. Она, рискуя собственной жизнью, отсосала гной у мальчика, чем спасла его. И была отпущена до срока.
Обоих сыновей Левтоновых от детдома спасла сестра Нины Флегонтовны, которая забрала их к себе, увезя в Рязанскую область к своей родне. О том, что отец арестован, мать рассказала сыновьям лишь в 1953 году, но о том, что его расстреляли, семья узнала уже в перестроечные годы.
Петр Николаевич, как и его братья, был реабилитирован в 1956 году.

22 мая 2016 года потомки братьев Левтоновых и друзья «Последнего адреса» собрались во дворе дома 24 и повесили на стену табличку.

Фото: Давид Крихели

***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще об одном репрессированном, проживавшем в этом доме, – рабочем Иосифе Яковлевиче Маорсе. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки ему мемориального знака, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.