Санкт-Петербург, набережная Кутузова, 12
На карте На карте

| 16 августа 2016
Дом № 12 по набережной Кутузова начал возводиться с 1816 года, неоднократно перестраивался, а к 1885 году сформировался уже его нынешний облик, опирающийся на черты французского ренессанса. В середине 1920-х годов в доме поселяются коллекционеры, писатели, организовавшие жилищно-строительный кооператив: семья Фридриха Криммера и Рашель Мильман, коллекционера И. Рыбакова, писателя и этнографа М. Сергеева, семья Глазуновых, писатели К. Федин и Б. Лавренев, сценарист А. Каплер.
14 августа «Последний адрес» установил на доме таблички членам семьи Лютеров – отцу и сыну, расстрелянным в 1937 году по ложному обвинению в том, что «являлись руководящими участниками латышской шпионско-повстанческой и диверсионной организации». Сегодня мы добавили к ним еще один памятный знак.

Саул Соломонович Готгельф родился в Гомеле в 1899 году. По окончании гимназии он поехал учиться в Ленинград, где познакомился со своей будущей женой Раисой Марковной Симиной.

В 1926 году молодая семья приобрела квартиру в доме № 12 на набережной Жореса (набережная Кутузова).
Вспоминает дочь Саула Соломоновича, Наталья: «В 1937 году родители ждали второго ребенка, меня. В это время отец работал помощником директора по финансовой части в аппарате Ленэнерго на 8-й ГРЭС.

Осенью 1937 года, когда начались массовые аресты в Ленэнерго, мама лежала в военно-медицинской академии на сохранении. Многие коллеги отца были арестованы, и он ждал своей очереди со дня на день. 22 ноября, за день до ареста, отец написал свое последнее письмо маме. Он писал: «Я знаю, как тебе будет тяжело с двумя детьми, но что же делать. Такова, очевидно, судьба. Если мне суждено будет скоро вернуться к вам, тогда мы снова будем вместе. Если же не суждено будет быть с вами, тогда я тебя умоляю беречь себя и воспитать детей хорошими людьми. Верь мне, что никакой вины я за собой не чувствую…».
Папа был арестован 23 ноября 1937 года по фальсифицированному обвинению в шпионаже на Германию и расстрелян 9 января 1938 года, за месяц до моего рождения. Квартира и имущество родителей были конфискованы, а семья была выслана в город Уржум Кировской области. Отец был реабилитирован в 1957 году».

В деле Саула Соломоновича Готельфа есть донос, написанный шофером Ленэнерго П. Я. Каниным. В этой бумаге в качестве серьезных обвинений указывается, что Готгельф с друзьями участвовал в пьянках. Каниным используются обличающие обороты: «вместе пьянствовали», «бывал на квартире», «веселое провождение времени», вспоминается фраза одного знакомого Готгельфа «в теперешнее время порядочный еврей только так и должен жить».



Начальник спецотдела 8-й ГРЭС М. Пискарев пишет характеристику на Готгельфа, где делает выводы: «На мероприятия Партии и Правительства реагировал с насмешками. При организации отдела найма в 1936 году заявлял, и на какой черт создаются эти отделы, только штаты раздуваются, видно денег девать некуда…
…полностью развалил стахановское движение, пропуская злоупотребления на складах станции (подделка требований кладовщиками и пр.)…
…совершенно не создавал резервов запасных частей на складе, чем создавал угрозу по реальной работе станции.
…считаю, что Готгельф является врагом и пакостит сознательно на пользу контрреволюции».
Следователи УНКВД по Ленинградской области сфальсифицировали дело, приписав Саулу Соломоновичу Готгельфу «контрреволюционную вредительскую и разведывательную деятельность в пользу Германии (ст. 58-6-7-11). Родственникам в справке, подтверждающей реабилитацию Готгельфа, сообщили, что те следователи «в последующем за это были осуждены».

16 августа 2016 года «Последний адрес» повесил на дом табличку памяти Саула Готгельфа. И сделал фото.

Фото: Александр Борисов и Ольга Субботина


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.