Санкт-Петербург, Кирочная, 8
На карте На карте

| 11 декабря 2016

На фасаде дома № 8 по Кирочной уличе в сентябре 2015 года проект «Последний адрес» уже установил одну мемориальную табличку – инженеру Григорию Самойловичу Зельдичу, расстрелянному в мае 1937 года по обвинению в подрыве государственной промышленности и организации террористических актов.

Сегодня мы установили еще семь знаков с именами жителей этого дома, для которых он стал последним местом жительства.

Эстонец Карл Эдуардович Эбер родился в 1899 году в деревне Бешково Лядской волости, что между Петербургом и Псковом. Карл Эбер получил высшее образование, устроился на работу на «Главцемент», где занял должность заместителя управляющего этой конторой. 10 ноября 1937 года Эбер был арестован и уже через месяц осужден за «измену Родине». 16 декабря его расстреляли. Эберу было 38 лет.

Из соседней квартиры 2 октября 1937 года был уведен кореец Ким Сен Вон. Он родился в 1905 году в Корее, учился в школе ФЗУ Ленхлоппрома и работал завхозом в артели «Трудассириец». За «шпионаж», «причинение ущерба промышленности в составе террористической группы» Ким Сен Вон был приговорен к смерти 16 декабря 1937 года, а 20 декабря 1937 года приговор был приведен в исполнение. Ему было 32 года.


Фридрих Карлович Гессе
В 1894 году в Петербурге в немецкой семье родился Фридрих Карлович Гессе. Он получил образование филолога-германиста. На момент ареста, который произошел 27 февраля 1938 года, Фридрих Карлович заведовал кафедрой иностранных языков Сельскохозяйственного института в Пушкине. 28 августа 1938 года он был приговорен к высшей мере наказания и 6 сентября расстрелян по так называемому «списку немецких шпионов № 22». В предписании на расстрел Гессе значится 13-м из 73 приговоренных к высшей мере наказания. У Фридриха Карловича были также расстреляны два родных брата и дядя: братья Герберт – 28 июня 1938 года и Леонгард – 20 ноября 1937 года, дядя Эрик Романович – 26 ноября 1938 года.
Как пишет про Фридриха Гессе его внучка Ирина Щеглова, «это был добрый интеллигентный человек, истинный потомственный дворянин. По воспоминаниям его жены, его удивительными качествами были тактичность и внутреннее благородство. Он любил жизнь, природу, семью и свою маленькую дочку. Но насладиться этой любовью не успел. Когда дочке исполнился годик, в день ее рождения он был арестован по нелепейшему обвинению в шпионаже».
Фридриху Гессе было 43 года.

Контрольным мастером на заводе «Красный гвоздильщик» работал Владимир Степанович Хворов. Он родился в 1897 году в Петербурге, в партию большевиков не вступал, а после получения среднего образования устроился рабочим. Арест Владимира Хворова случился 11 марта 1938 года, дело шилось по статье 58-6-8-11 – «шпионаж в составе террористической организованной группировки». 8 июля 1938 года смертный приговор, вынесенный Владимиру Степановичу Хворову,  был приведен в исполнение. Ему было 41 год.

Осип Яковлевич Рублев, живший в этом же доме, приехал из Севастополя, где родился в 1882 году. Он получил высшее образование, устроился на работу в Институт огнеупоров, в котором на момент ареста 26 ноября 1936 года работал начальником сектора технического снабжения. В начале июля 1937 года Осипу Рублеву был вынесен смертный приговор за «шпионаж» и «вредительство», а расстрел по этому приговору произошел лишь 3 сентября 1937 года. Ему было 55 лет.

Петру Аркадьевичу Вейнеру в момент ареста 30 ноября 1937 года было 64 года, он уже не работал, был пенсионером с 1934 года. А до революции Петр Вейнер был капитаном 1-го ранга, при советской власти продолжил служить, отдавая себя военно-морскому делу.
Петр Вейнер родился в Астрахани в 1873 году в дворянской семье врача. После окончания Петербургского кадетского корпуса его жизнь была связана с Черноморским, Балтийским и Каспийским флотом. Он возглавлял миноносец «Лихой», канонерскую лодку «Ардаган». В 1917 году Вейнер стал начальником штаба всех морских частей Кронштадта.

Источник фото: "Наш Баку"

Затем Петр Аркадьевич работал первым помощником военного министра, первым помощником члена РВС Балтийского моря, потом командовал госпитальным судном «Трансбалт», стал председателем комиссии Красного Креста.
По 1921 год Вейнер опять начальник в Кронштадте, руководил всей его морской базой. Оттуда был призван на работу военно-морским атташе в представительство РСФСР и НКИДа на Востоке страны, будучи одновременно и консулом в Персии, в городе Астрабад.
С 1926 года Вейнер сменил ряд должностей в ВМС РККА, преподавал морскую тактику в Военно-теоретической школе, работал инспектором учебного отдела, заведовал военным кабинетом морского техникума.
С 1931 года Петр Вейнер перевелся в резерв ВМС, а затем и в запас ВМС РККА, откуда он был исключен 30 октября 1937 года, за месяц до ареста.
Еще через месяц, 4 января 1938 года, за «шпионаж» и «терроризм» пенсионер был приговорен к высшей мере наказания. 8 января приговор был приведен в исполнение.
Его брат Петр Петрович Вейнер, основатель Музея Города и издатель журнала «Старые годы»: был расстрелян в 1931 году, другой брат Аркадий Петрович был заключен в лагерь, сестры Зинаида Петровна Тизенгаузен и Лидия Петровна Дединцева также репрессированы.

Илья Григорьевич Вайсман родился в городе Балта Подольской губернии в 1885 году. Там же он получил образование, стал членом Общества исследователей Приднестровья. Под псевдонимом «И. Григорьев» Илья Вайсман работал журналистом в различных изданиях Бессарабии: «Бессарабская жизнь», «Бессарабское обозрение», выходивших с 1909 по 1914 годы. Илья Григорьевич являлся редактором и издателем этой газеты.
Затем Вайсман переехал в город на Неве и устроился на работу педагогом. Он стал директором школы Анненшуле. В 1929 году (по другим данным, в 1930 году) его арестовали в первый раз, дали год заключения.
После освобождения Вайсман работал преподавателем математики в Промакадемии, располагавшейся в Мариинском дворце, и в Военно-политической академии им. Толмачева. Как вспоминает его ученица Анна Бергер, «как директор, учитель и вообще как человек Илья Григорьевич являлся образцом для всех окружающих, будь то преподаватели или ученики.
Когда Вайсман был выпущен из тюрьмы, мы, несколько человек, навестили его дома. Не забыть эту встречу – фактически беседу взрослых людей о жизни вообще. Помню, как Илья Григорьевич, прощаясь с нами, сказал: «Запомните, прежде чем что-либо сказать, хорошо подумайте». Прошло пару месяцев, он был арестован вторично и расстрелян. Его дочь, в то время студентка, была сослана и, как мы позже узнали, погибла в ссылке».
Илья Григорьевич был арестован во второй раз 28 сентября 1937 года и через шесть месяцев приговорен за «шпионаж» к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 9 апреля 1938 года. Ему было 53 года.

Все семеро впоследствии были реабилитированы: было признано, что они оказались невинно репрессированными.
11 декабря 2016 года на доме добавилось 7 табличек «Последнего адреса».

Фото: Инициативная группа «Последнего адреса» в Санкт-Петербурге


Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.