Москва, Страстной бульвар 6, с. 1
На карте На карте

| 12 мая 2017
Дом № 6, строение 1 по Страстному бульвару был построен в 1799 году и получил название «Дом Бенкендорфа» по фамилии статского советника, владевшего домом в начале XIX века. Особняк несколько раз перестраивался: в 1838, 1849 и 1930 годах. В этом доме жил баснописец Иван Крылов, некоторое время его занимал Английский клуб. Среди знаменитых жильцов можно упомянуть и Павла Карабанова, основателя русского народного театра.

Согласно базам «Мемориала», по крайней мере пятеро жильцов этого дома подверглись в 1930-х годах политическим репрессиям. В октябре 2016 года мы установили первую мемориальную табличку — с именем инженера-электрика Якова Самойловича Рабиновича, расстрелянного по обвинению в «участии в контрреволюционной террористической организации» в сентябре 1938 года. Сегодня мы повесили на доме второй памятный знак.


Иозеф Кроуль. 1914 г (?)
Фотография отправлена с фронта жене.
Из семейного архива Ярослава Кроуля, правнука репрессированного.

Иосиф Иосифович Кроуль (Josef Kroul) родился в 1889 году в Чехии, в деревне Писечна близ города Жамберк, в живописном местечке в предгорьях Орлицких гор. В Первую мировую войну Кроуль воевал в составе австро-венгерской армии, но в первый же год войны попал в плен. Так он оказался в России. По словам чешского историка Мечислава Борака, многие годы занимавшегося изучением темы советских репрессий в Чехословакии и подавшего несколько заявок на установку мемориальных табличек репрессированным чехам, следственное дело Йозефа Кроуля слишком тонкое и скупое, так что о его жизни мы можем узнать лишь немногое. Йозеф после окончания войны остался жить в России, где женился, проживал в Москве, детей не было. В партию он не вступал. К моменту своего ареста он служил старшим бухгалтером 1-го Дома ВЦИК.
Йозеф Кроуль был арестован 8 марта 1938 года по подозрению в шпионаже. Как говорится в обвинительном заключении, он находился «в тесной связи как с иностранными специалистами, которые приезжают в СССР с целью шпионажа, так и с членами контрреволюционной националистической организации». Согласно выводам следствия, в 1935 году он был завербован для осуществления шпионской деятельности в пользу Германии агентом немецкой разведки Циммерманом, который работал экономистом в Народном комиссариате земледелия (Наркомземе) СССР. Кроуль якобы получил задание в нужный момент взорвать здание 1-го Дома ВЦИК, в котором он работал и в котором также располагались гостиничные номера для высшего руководства советских республик. Для этого, по данным следствия, Кроуль познакомился с обслуживающим персоналом гостиницы и ходил осматривать котельную.
Для обвинительного заключения этого было вполне достаточно. Всего через два месяца после ареста — 17 мая 1938 года — Кроуль был приговорен к высшей мере наказания по обвинению в «шпионаже и диверсионной деятельности», а 29 мая расстрелян.
В августе 1956 года его русская жена Мета (Мария) Теодоровна запрашивала в центральных органах КГБ сведения о его судьбе, в результате чего ЗАГС Свердловского района Москвы получил распоряжение немедленно зарегистрировать смерть Йозефа Кроуля. В фальшивой справке о смерти, выданной жене, значилось, что Кроуль якобы умер от атеросклероза 25 февраля 1945 года, отбывая наказание в исправительно-трудовом лагере. Позже жена Кроуля подала ходатайство о рассмотрении дела мужа. В ходе следствия было установлено, что мнимый резидент германской разведки Арнольд Циммерман признался в шпионаже в пользу Германии и 31 мая 1938 года был расстрелян, однако на допросах он не конкретизировал детали своего сотрудничества с Кроулем. Следователи предложили закрыть следствие по уголовному делу Циммермана из-за недостатка доказательств и точно так же поступить и с делом Йозефа Кроуля. Военный трибунал Прикарпатского военного округа 8 октября 1957 года отменил вынесенный Кроулю приговор и закрыл его уголовное дело, однако, не за недоказанностью, а за отсутствием состава преступления.

«Эта история имела любопытное продолжение. Несколько лет назад нам удалось выяснить, что в местечке Лукавец близ Жамберка живет внучка Кроуля Милада, — пишет Мечислав Борак. — Оказалось, что до того, как Йозеф Кроуль ушел на фронт, он был женат, и в июле 1914 года у него родился сын, отец Милады. Ее бабушке пришлось много трудиться, чтобы как-то прокормить ребенка, но она так никогда и не вышла замуж и ждала возвращения мужа более 60 лет. По словам внучки, она всегда говорила: «Если он когда-нибудь вернется, он всегда найдет здесь постель, она застелена…» Никто в семье не подозревал ни о том, что в России он нашел себе другую жену, ни о том, что там он, в конце концов, и погиб. Об этом не знали и в его родной деревне Писечна, что расположена неподалеку. Недавно эта деревня была включена в перечень самых красивых мест Европы, и ее жители тщательно заботятся и о своих памятниках. Среди них есть памятник жертвам Первой мировой войны, воздвигнутый еще в 1922 году. После недавней реконструкции среди имен шести пропавших без вести уроженцев деревни хорошо видно имя Йозефа Кроуля, а много лет назад там была и его фотография. Однако документы из московского архива подтверждают, что пропавших без вести уроженцев деревни Писечна там было лишь пять человек».

Церемония установки памятного знака «Последнего адреса»
(фото, видео, сюжет чешского телевидения)

Фото: Татьяна Сафронова

***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о троих репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из них, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.