Согласно базам «Мемориала», по крайней мере 10 жильцов этого дома погибли в годы Большого террора. Семеро из них по национальности были латышами. В конце 1937 года аресты московских латышей стали носить массовый характер, во многом после того, как 30 ноября была издана директива НКВД (приказ № 49990), направленная против латышской диаспоры на территории СССР. Репрессии касались, в первую очередь, политэмигрантов и перебежчиков из Латвии, активистов латышских клубов и обществ. Почти в полном составе были истреблены бывшие «латышские стрелки». Всего по «латышской линии» в годы Большого террора было осуждено 21 300 человек из них 16 575 приговорены к расстрелу. Только 3 февраля 1938 года было расстреляно 229 латышей, в том числе почти в полном составе труппа театра “Скатувэ”.
Сегодня мы установили мемориальные таблички двоим жильцам этого дома.
Эмиль Янович Безделиг родился в 1882 году в деревне Жуманг Вольмарского уезда Лифляндской губернии (Латвия) в многодетной семье крестьянина-батрака. В Первую мировую войну служил в царской армии, с 1917 по 1922 годы – в Красной армии.
В 1930 году он был судим «за несвоевременную уплату подоходного налога» и приговорен к одному году принудительных работ.В 1932 году Безделиг вступил в ВКП(б), но в сентябре 1937 года из партии был исключен «за скрытие соцпроисхождения».
К моменту ареста он работал слесарем-механиком в оборонном Научно-исследовательском институте № 10 Наркомата оборонной промышленности.
Эмиля Яновича арестовали 4 декабря 1937 года. Он проходил по тому же делу, по которому репрессировали многих латышей, в том числе и ведущую актрису латышского театра «Скатувэ» Марию Лейко, которой мы установили мемориальную табличку в середине мая на фасаде дома 9 в Оболенском переулке. Согласно обвинительному заключению, «третьим отделом УГБ УНКВД МО вскрыта и ликвидирована контрреволюционная националистическая, фашистская организация, существовавшая при латышском клубе в Москве, созданная по заданию латвийский разведывательных органов».
По версии следствия, Безделиг якобы был не просто «активным членом» этой организации, но и «руководителем контрреволюционной диверсионной группы на электрокомбинате им. Куйбышева», которую «лично создал». «Как руководитель контрреволюционной фашистской группы занимался националистической агитацией среди латышей и вербовал их в контрреволюционную организацию».
Через полтора месяца после ареста – 25 января 1938 года – Безделига приговорили к высшей мере наказания по обвинению в «принадлежности к контрреволюционной националистической организации при латышском клубе в Москве». Приговор был приведен в исполнение лишь через два месяца – 20 марта того же года.
В 1956 году Эмиль Янович Безделиг был полностью реабилитирован.
Георгий Юрьевич Трусле родился в 1893 году в Риге в семье рабочего. Он окончил четыре класса городского училища. С 1908 по 1911 годы работал учеником-слесарем на Рижском судостроительном заводе. В 1911 году за революционную деятельность Трусле был арестован, а после освобождения из тюрьмы долгое время не мог устроиться на работу. В 1912 году он вступил в РСДРП, в которой состоял до 1921 года.
В годы Первой мировой войны Трусле вместе с заводом, на котором работал, был эвакуирован в Екатеринослав. В годы Гражданской войны вступил в Красную Армию, был в партизанах.
После демобилизации Георгий Юрьевич устроился слесарем на завод АМО (Автомобильное Московское общество, ныне – Завод имени И. А. Лихачева) в Москве. В 1932 году вступил в ВКП(б).
К моменту ареста Трусле работал нормировщиком инструментального цеха завода № 119 Глававиапрома имени Маленкова, бывшем филиале завода АМО.
В справке, выданной семье Военной коллегией Верховного суда СССР в 1995 году, говорится, что Георгий Юрьевич был «необоснованно осужден внесудебным органом (без вменения конкретных статей закона)».
В 1956 году дело в отношении Георгия Юрьевича Трусле было прекращено, и он был реабилитирован «за отсутствием состава преступления».
Документы следственного дела Эмиля Яновича Безделига |
Церемония установки таблички «Последнего адреса» (фото, видео) |
Фото: Мария Олендская
*** |
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о восьмерых репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из них, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку. Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте. |