Санкт-Петербург, Загородный проспект, 14
На карте На карте

| 11 июня 2017

Шестиэтажный доходный дом № 14 по Загородному проспекту на рубеже XIX-XX веков дважды надстраивался и перестраивался для своих владельцев. В 1913 году в этом доме в квартире отца жил Осип Эмильевич Мандельштам. Последним адресом поэта стал дом в Москве, и там ему уже установлена табличка. Дом же на Загородном, 14 в годы Большого террора стал последним для трех его жителей. Заявку на установку таблички одному из них — Адольфу Львовичу Этингену – подала его внучка.


Адольф Львович и Мария Владимировна Этинген, ок.1920 года.

Об этом доме сохранились воспоминания старшей дочери Адольфа Этингена Иды Вулис (1914-2003): “Жили мы на Загородном проспекте дом 14, на пятом этаже без лифта, высота потолка была четыре метра, окна огромные цельного стекла. На лестнице на каждой площадке зеркала огромные, в вестибюле был камин, а на лестнице еще уцелели прутья, которыми когда-то закрепляли ковер. Много лет спустя, через полвека, перед отъездом мы с моей сестрой Зоей зашли в вестибюль, и я не узнала нашу лестницу: не было ни камина, ни зеркал, но появился лифт — все к лучшему, как говорится”.

Адольф Львович Этинген родился в 1887 году в городе Ельня. «Он был умен, добр, вспыльчив. В 16 лет уехал один в Америку. Вначале жил в Нью- Йорке, работал маляром, но когда хозяин закричал ему "hurry up" (поторапливайся!), он перевернул ведро с краской и отказался на него работать: не для того приехал в Америку, чтобы на него кричали. Затем работал шахтером, добывал уголь. К 21 году вернулся в Россию, чтобы не потерять гражданства, быть ближе к матери (она была вдовой) и к сестрам, помогать им”, — вспоминала много позже его старшая дочь Ида Адольфовна, которой было 24 года, когда отца арестовали. Она хорошо знала и запомнила его и оставила о нем короткие, но яркие воспоминания о нем.

В России Адольф Львович работал лесничим в своей родной Смоленской губернии, женился на Марии Владимировне Эфрос. После революции молодая семья перебралась из Смоленска в Ельню. В семье Этингенов было четверо детей: Ида (1914-2003), Сарра (1916-1925), Зоя (1919-2005) и Лев (1923-1992). К началу

1920-х годов Адольф Львович выстроил в Ельне одноэтажный дом, в котором семья жила до переезда в Ленинград.


Мария Владимировна, Ефим Львович (младший брат А. Л.), Ида и Адольф Львович Этингены. 1924 г.

«Как много, бесконечно много добра сделал мне мой несчастный отец. В детстве я очень часто болела, и он, мой отец, всегда был рядом, хотя работал он всегда далеко от дома. В деревне Липовка был штаб отца, это было довольно далеко от Ельни. Не помню, как ухитрялась мама сообщать отцу о моих болезнях, но появлялся он очень быстро. Смазывал мне горло йодом с глицерином, давал лекарства и читал наизусть стихи. Он любил стихи, и немного писал их сам”, — вспоминала Ида Адольфовна.

В конце 1920-х Адольф Этинген переехал в Ленинград — сперва один, затем перевез и семью. Будучи знатоком леса, в Ленинграде он работал в лесной гавани порта. По свидетельству дочери, среди коллег он был известным и уважаемым специалистом: “Был он великий труженик и патриот, неоднократно говорил: "Вы счастливые, вам дана возможность свободно учиться". Сам он так много пережил в молодости: "право жительства", "процентная норма" — все это лично он пережил, учась».

К моменту ареста в 1938 году Адольф Этинген работал штамповщиком “Инсельхозторга” в городе Урицке (сегодняшее Лигово). Он был арестован 14 июля 1938 года, обвинен в шпионаже (ст. 58-6) и расстрелян по приговору «тройки» 6 ноября 1938 года.

В 1979 году Ида Адольфовна переехала в США. Уже там она вспоминала: “Реабилитацию мы получили в 1958 году. Послали несколько писем — запросов, и получили бумажку, убившую робкую надежду увидеть папу живым. "За отсутствием состава преступления… реабилитирован посмертно". Мы привезли эту реабилитацию сюда, она хранится в моем архиве. Написано на ней, что если потеряется, эта бумага не будет возобновлена”.

Спустя 79 лет после ареста и гибели Адольфа Этингена его внучка Ирина приехала из США специально, чтобы отметить памятным знаком последний адрес своего деда. “Очень был добрый и благородный человек, и очень несчастный”, — вспоминала о нем его дочь.

Церемония установки таблички «Последнего адреса»

Фото: Николай Иванов

***
Книга памяти "Ленинградский мартиролог" содержит сведения о еще двоих  репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.