Москва, улица Лестева, 19, строение 1
На карте На карте

| 11 ноября 2018

Дом по адресу улица Лестева, 19, строение 1 в 1930-х годах числился под адресом Хавско-Шаболовский переулок 11 и входил в комплекс зданий, построенных в конце 1920-х годов на участке земли, ограниченном улицами Шаболовка, Хавская, Хавско-Шаболовским переулком (ныне улица Лестева) и Серпуховским валом. Этот участок в 1927 году был отдан Моссоветом под экспериментальное строительство бригаде АСНОВА – архитекторам-рационалистам во главе с Николаем Ладовским. Команда провела внутренний конкурс, по итогам которого победил молодой архитектор, студент ВХУТЕИНа Николай Травин. Именно здесь рационалисты в первый и последний раз получили возможность опробовать на практике свои теории. По проекту район должен был состоять из 24 пяти- и шестиэтажных домов, центрального общественного блока и котельной. Но построено было только 15 домов, хотя общая идея проекта и была воплощена.

Дома (частично Г-образные) поставлены под углом в 45 градусов к существующей сетке улиц для наилучшей инсоляции. На южные фасады выходили жилые комнаты и лоджии, ленты балконов, на северные – кухни и санузлы. Жилмассив состоит из перетекающих проветриваемых дворов, которые, тем не менее, формируют камерные, соразмерные человеку пространства. Повышенные угловые части домов эффектно выступают в просветах периметральной застройки вдоль улиц, поворачиваясь разными сторонами по мере движения пешехода.

Большое внимание было уделено цветовому решению фасадов, которые должны были различаться в зависимости от типа и стороны света, для лучшей ориентации жителей. Помимо традиционных для архитектуры 1920-х годов краснокирпичной кладки и белой штукатурки здесь использовались дополнительные тона: серый, бежевый, коричневый (или черный). Оригинальная покраска не сохранилась, более того, часть домов была капитально реконструирована в 1970-1980-е годы, когда были надстроены периметральные дома и общественный корпус, ставший жилым.

Жители называли квартал «коммуной» и воспринимали его как единое целое. Этому способствовал и единый номер домов (№11), и сквозная нумерация квартир. В домах проживали совершенно разные по статусу и профессии люди: рабочие, военные, интеллигенция, служащие, чекисты, актеры.

Согласно базам «Мемориала», в домах этого жилмассива было репрессировано не менее 24 человек. В январе мы установили  мемориальные таблички двоим из них. Сегодня на этом доме появился третий памятный знак.

Текст, который мы приводим ниже, и вводную часть о комплексе зданий к этому тексту подготовила руководитель Центра авангарда на Шаболовке Александра Селиванова для выставки «1937-1939 в Хавско-Шаболовском, 11», которая прошла в Галерее «На Шаболовке» с 31 октября 2017 года по 28 января 2018 года.


Жаханша Досмухамедов (в ранних документах он подписывается Джанша — это домашнее имя) родился в 1887 году в ауле № 3 Джамбейтинского района Западно-Казахстанской области. Он окончил приходскую школу в ауле, затем – одноклассное русско-казахское училище в поселке Жымпиты. С 1899 по 1905 год Досмухамедов обучался в Уральском войсковом реальном училище. Затем он окончил юридический факультет Московского университета.

До Февральской революции он служил в Министерстве юстиции: сначала в Омской судебной палате, позже — в органах прокуратуры России. Был членом Особого совещания по выработке закона об Учредительном собрании. В 27 лет Досмухамедов был назначен товарищем прокурора Томского окружного суда по Каинскому уезду и имел, по существу, чин генерала юстиции. Он также был депутатом парламента, одним из организаторов партии «Алаш», разработал правовую концепцию парти, и и Алашордынского правительства (казахской автономии, просуществовавшей с 1917 по 1920 год и провозглашавшей независимость и от красных, и от белых).

11 сентября 1918 года Досмухамедов возглавил западное отделение Алаш-Орды с центром в Джамбейты Уральской области (месте своего рождения). В конце февраля 1918 года лидеры партии «Алаш», среди которых был и Досмухамедов, были приняты в Совнаркоме, в первую очередь народным комиссаром по делам национальностей Сталиным. После довольно длительных переговоров Совнарком РСФСР решил признать Алаш-Орду как временную автономную власть в Казахском крае, в «Известиях» была опубликована статья Сталина об этом.

В 1920 году Алаш-Орда перешла на сторону Советов и была упразднена.

С 1923 по ноябрь 1927 год Досмухамедов работал в Ташкенте юрисконсультом Среднеазиатского сельскохозяйственного банка и занимался педагогической деятельностью. Он внес большой вклад в развитие казахской национальной культуры, науки и образования. В 1922-1925 годах он был членом общества развития культуры «Талап». В 1924 году Досмухамедов перевел на казахский язык Уголовный кодекс РСФСР.

В ноябре 1927 года Досмухамедов переехал в Кзыл-Орду, где работал юрисконсультом Казахского сельскохозяйственного банка и ЦСНХ, в 1929-м он перешел в Животноводсоюз юрисконсультом, а затем переехал в новую столицу республики — Алма-Ату.

В ноябре 1929 года он был уволен из Животноводсоюза и, не найдя в Казахстане работы, вернулся в Ташкент, а в марте 1930-го переехал в Москву. В Москве он поступил старшим экономистом в Центральное правление общества «Скотовод» и получил двухкомнатную квартиру в Хавско-Шаболовском жилмассиве.

30 октября 1930 года Жаханша Досмухамедов был арестован и осужден за «участие в террористической организации» на пять лет лагерей. Позже приговор был заменен на пятилетнюю ссылку в Воронеж, которую он полностью отбыл.

После возвращения из ссылки Досмухамедов занимался переводами художественных произведений казахских писателей на русский язык. В 1937 году он перенес инсульт и был парализован, что не помешало органам 1 июня 1938 года вновь арестовать его и, парализованного, поместить в Таганскую тюрьму. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он являлся одним из лидеров казахской контрреволюционной националистической организации и находился в тесной связи с «врагами народа». Его расстреляли 3 августа 1938 года. Ему был 51 год.

Его брат Халел Досмухамедов также был репрессирован: в 1930 году сослан, как и Жаханша, в Воронеж на пять лет, а в апреле 1939 года приговорен к расстрелу, но скончался в тюремной больнице Алма-Аты до приведения приговора в исполнение.

Жаханша Досмухамедов был реабилитирован в 1958 году за отсутствием состава преступления.

Церемония установки таблички «Последнего адреса» (видео), (фото)


Фото: Мария Олендская
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о двадцати одном репрессированном, проживавшем в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.