Москва, улица Волхонка, 14, строение 6
На карте На карте

| 19 мая 2019

Здание, расположенное на углу Волхонки и Малого Знаменского переулка, было одним из флигелей усадьбы Голицыных, возведенной в конце XVIII века. Ныне здесь располагается Галерея искусства Европы и Америки, художественный отдел Государственного музея им. А.С. Пушкина.

В 30-х годах прошлого столетия дом был жилым.

В мае 2016 года мы установили памятный знак одному из жильцов этого дома, ставшим жертвой политических репрессий. Сегодня здесь появилась вторая мемориальная табличка – в память психолога Исаака Нафтуловича Шпильрейна. Текст о нем прислала нам заявительница Алиса Максимова.


Исаак Нафтулович Шпильрейн родился в 1891 году в Ростове-на-Дону. Его мать была зубным врачом, отец – агрономом. После Октябрьской революции отец работал в обществе «Долой неграмотность».

В семье было четверо детей. Родители особое внимание уделяли их воспитанию. Все они учились музыке и языкам. По одной из семейных традиций в определенные дни все говорили только на английском, в другие – на немецком. Благодаря этому все члены семьи в совершенстве владели несколькими языками. Исаак знал 11 языков. Все четверо стали впоследствии известными учеными. Старший брат Яков – доктором технических наук, занимал пост заведующего кафедрой высшей математики, был деканом общего и электрофизического факультетов Московского энергетического института. Младший брат Эмиль – биологом, деканом биологического факультета Ростовского университета. Сестра Сабина училась у Карла Юнга и Зигмунда Фрейда и стала известным психоаналитиком.

Лейпциг, 1914 г.: Исаак стоит позади отца

Среднее образование Исаак получил в Ростовской гимназии, где начал участвовать в подпольной революционной деятельности, состоял в партии эсеров с 1906 по 1909 год. В 1907 году в доме родителей прошел обыск, после которого Исаака исключили из гимназии. Его удалось отправить для продолжения учебы в Париж, и по возвращении в 1909 году он сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости.

Высшее образование Исаак Шпильрейн получил в Гейдельберге и Лейпциге, где изучал психологию у известных психологов Вильгельма Вундта и Уильяма Штерна. В 1914 году в Лейпциге он защитил докторскую диссертацию.

После начала Первой мировой войны Исаак Шпильрейн переехал в Берлин, где находился на положении гражданского пленного. В 1919 году он решил вернуться в Россию с женой Рахилью Иосифовной Почтаревой и дочерью Менихой. Через Австрию, Италию и Турцию Шпильрейны попали в Тифлис. Исаак устроился переводчиком в постоянное представительство РСФСР в Грузии, которым руководил Сергей Киров. Там же в 1920 году Исаак Нафтулович вступил в РКП(б).

В 1921 году Шпильрейны переехали в Москву, где Исаак Нафтулович начал работать ответственным корреспондентом, а затем исполняющим обязанности заведующего информационным подотделом Наркомата иностранных дел.

Три брата, справа налево:
Ян, Эмиль и Исаак Шпильрейны

В 1922–1923 годах Шпильрейн читал курс идиша во Втором Московском государственном университете. В 1926 году на основе этого курса был опубликован первый советский учебник грамматики идиша.

В 1922 году Исаак Шпильрейн возглавил психотехническую лабораторию Центрального института труда (ЦИТ), но из-за разногласий с А.К. Гастевым, директором ЦИТ, вскоре покинул институт.

Через год он открыл лабораторию промышленной психотехники при Народном комиссариате труда, которая в 1925 году была преобразована в отделение психологии труда только что возникшего Института охраны труда. Тогда же он создал секцию психотехники в Институте психологии при Первом МГУ. В лаборатории Шпильрейн и его сотрудники проводили психотехнические исследования, посвященные отдельным профессиям: вагоновожатым, продавцам, шоферам, наборщикам, кондукторам, пожарным, крановщикам и т.д. При этом использовался так называемый «трудовой метод»: двое психотехников обучались определенной профессии, а затем некоторое время работали по ней. Сам Исаак Шпильрейн овладел профессиями кондуктора трамвая и распределительной телефонистки.

Шпильрейн много занимался работой в области научной организации труда и психотехники. Он состоял в руководстве лиги «Время» (движение за эффективное использование времени), учредил и возглавил Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии, проводил конференции по психотехнике, в том числе международную в 1931 году, был главным редактором журнала «Советская психотехника», участвовал в организации системы профподбора и профконсультации в СССР.

Исаак Шпильрейн был арестован 26 января 1935 года. Формальным поводом для его задержания послужила опубликованная в 1928 году книга «Язык красноармейца: опыт исследования словаря красноармейца Московского гарнизона». В ней были представлены результаты двухлетнего исследования, проведенного по заказу Агитотдела ПУР и комиссии Агитотдела Московского комитета ВКП(б). Вместе со Шпильрейном были арестованы его соавторы Г.О. Нецкий и Д.И. Рейтынбарг, которые получили по три года лагерей, но смогли выйти на свободу по окончании срока. Исследование заключалось в изучении словаря красноармейцев, прежде всего, методом опроса. Было опрошено более двух тысяч солдат. Им задавали вопросы и предлагали несколько вариантов ответа, один из которых был правильным. Среди прочего вопросы касались руководителей партии И.В. Сталина, Н.И. Бухарина, Г.Е. Зиновьева, Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева. Например, вопрос о Сталине формулировался так: «Кто такой Сталин? – анархист, коммунист, меньшевик, эсер». Правильно на него ответил 81% красноармейцев.

При аресте у Шпильрейна была изъята неопубликованная рукопись «Массовая политическая литература и ее читатель» (она также упоминается в деле как «Язык рабочего и крестьянина»), в которой изложены результаты аналогичного исследования, проведенного в 1928–1929 годах. Судьба рукописи неизвестна, судя по всему, она была уничтожена.

Исааку Шпильрейну было предъявлено обвинение в контрреволюционной пропаганде и троцкизме. 20 марта 1935 года постановлением Особого совещания при НКВД СССР он был осужден по статье 58 на пять лет исправительно-трудовых лагерей.

В конце 1935 года, пройдя через семь пересыльных лагерей, Шпильрейн оказался в населенном пункте Покча-Судострой Автономной области Коми. Позже его перевели в Ухтинско-Печорский лагерь, а затем – в Карагандинский лагерь (Карлаг). В лагерях Шпильрейн работал счетоводом, педагогом. Он не терял желания продолжать заниматься психологией. В феврале 1936 года он подал заявление о возможности создания при санаторном городе Печорского отделения Ухтинско-Печорского лагеря психологического кабинета. Заявление было отклонено. В письмах жене он пишет: «Скучаю по умственной работе, мечтаю о том, чтобы сидеть за столом… Пришли мне те книги, о которых я тебя просил… Хотелось бы писать и есть о чем, но где теперь можно печататься? Специальной прессы у нас не осталось», «Привези новые иностранные журналы по психотехнике. Немного. Уверен, что их разрешат мне передать».

Исаак Шпильрейн и его жена пытались добиться пересмотра дела, обращались в Наркомат внутренних дел, к Генеральному прокурору, в партколлегию ЦКК и Наркомат обороны. Но все прошения были проигнорированы либо отклонены.

Во время отбывания заключения в Карлаге Исаак Нафтулович был повторно арестован и направлен в Москву, в Бутырский изолятор. На этот раз его обвинили в «ведении шпионской деятельности и террористической работы в пользу германской разведки». 26 декабря 1937 года Военной коллегией Верховного суда СССР он был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день. Ему было 46 лет.

После смерти Шпильрейна его жена и дочь были высланы из Москвы. Они жили в Самарканде, а затем в Ташкенте. Рахиль Иосифовна умерла в 1984 году, Мениха Исааковна – в 2000 году.

Исаак Нафтулович Шпильрейн был реабилитирован в 1956 году. Его дело было пересмотрено, приговор отменен «по вновь открывшимся обстоятельствам».

От репрессий пострадали и другие члены семьи Шпильрейнов. Так, старший брат Исаака, Яков (более известен как Ян Николаевич), профессор Энергетического института, член-корреспондент Академии наук был арестован 10 сентября 1937 года и расстрелян 21 января 1938 года по обвинению в участии в «Демократической партии» (его внук уже подал нам заявку на установку таблички, и мы надеемся в ближайшее время ее установить. – ред.). Младший брат Эмиль был арестован 4 ноября 1937 года, 20 июня 1938 года приговорен к расстрелу по обвинению в «участии в право-троцкистской террористической вредительско-диверсионной организации». Сестра Сабина была расстреляна нацистами в 1942 году в Ростове-на-Дону.

Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото, видео

Фото: Давид Крихели



Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.