Санкт-Петербург, Невский проспект, 97
На карте На карте

| 19 мая 2019

Пятиэтажный доходный дом № 97 на Невском проспекте построен в 70-х годах XIX века по проекту архитектора Михаила Петерсона. К революции 1917 года, помимо квартир, в доме располагалось множество контор, магазинов и мастерских. Во время Великой Отечественной войны в здание попала бомба, при восстановлении к нему был надстроен шестой этаж, а два первых этажа превращены в торговые.

Известно о трех жителях этого дома, расстрелянных в годы Большого террора. Одному из них – бухгалтеру Станиславу Шульцу – сегодня мы установили памятный знак.


Гимназия при костеле Св. Екатерины.
Санкт-Петербург, Невский 32. 1913-1914 гг. 
Из архива Г.С. Козловского

Станислав Владиславович Шульц родился в Санкт-Петербурге в 1899 году. Поляк по национальности, в 1918 году он окончил гимназию при костеле Святой Екатерины на Невском проспекте. Именно факт обучения в гимназии лег в основу сфабрикованного дела против девятерых его бывших учеников, названных следствием «польскими шпионами, диверсантами и террористами».

Вот какими словами описываются «националистические» польские настроения, царящие в гимназии, в показаниях одноклассника и подельника Шульца, Станислав Козловского (это второй его допрос, на первом допросе, днем ранее, он отрицал свою вину):

«Еще тогда в своем кругу польской молодежи мы мечтали о создании самостоятельного польского государства и полного освобождения от зависимости России. Мы мечтали о Польше времен 1772 года. Эти наши национальные чувства всячески поддерживались и разжигались нашими преподавателями, польскими националистами и католическим духовенством».

К моменту ареста 14 сентября 1937 года Станислав Шульц работал бухгалтером Союзредметразведки. Как следует из дела Козловского, к этому времени бывшие одноклассники виделись редко. Однако, как посчитало следствие, это не мешало им вербовать друг друга в «польскую шпионско-диверсионную и террористическую организацию - польское "КОЛО"». Вот какая характеристика дается этой организации в обвинительном заключении:

«Деятельность организации была направлена:

1. На сколачивание польской националистической интеллигенции.

2. На проведение шпионской работы в пользу Польши в мирное время и диверсионных актов в момент войны СССР с капиталистическими государствами.

3. На совершение террористических актов против руководителей ВКП(б) и советского правительства.

Практически реализуя эти задачи, участники данной организации передавали в польское консульство шпионские сведения об оборонной промышленности Л-да, подготовляли уничтожение заводов "Большевик" и им. Ленина и высказывали террористические намерения в отношении Секретаря ЦК и Ленобкома т. Жданова».

Комиссия НКВД и Прокурора СССР 23 сентября 1937 года приговорила девятерых бывших одноклассников к расстрелу. Согласно документам, приговор был приведен в исполнение через пять дней, 28 сентября 1937 года. Шульцу было 38 лет.

Через 20 лет, 16 сентября 1957 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР отменила постановление «двойки» за недоказанностью обвинения. Выяснилось, что «при расследовании дела в 1937 году допрашивались только обвиняемые, других следственных действий не производилось. Свидетели по делу не допрашивались. Показания о признании своей вины другими данными не подтверждены и не могут служить достаточным доказательством вины. Кроме того, при проверке дела было выявлено, что причастные к расследованию настоящего дела работники УНКВД Ленинградской области привлечены к ответственности за фальсификацию следственных дел».

Станислав Владиславович Шульц и восемь его соучеников по гимназии были реабилитированы.

Инициатором установки таблички С.В. Шульцу и всем остальным фигурантам этого дела стал Генрих Станиславович Козловский, установивший в 2015 году табличку «Последнего адреса» в память о своем отце. Он намерен почтить память всех однодельцев своего отца.

Церемония установки таблички «Последнего адреса»


Фото: Евгения Кулакова
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о двух репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.