Москва, Покровка, 31
На карте На карте

| 02 июня 2019

Дом № 31 на Покровке стоит на месте усадьбы В.И. Машкова, именем которого назван отходящий от Покровки Машков переулок, теперь – улица Чаплыгина. В 1913 году архитекторы Архипов и Дубовской построили здесь доходный дом, на первом этаже которого размещались магазины, а в четырех верхних этажах квартиры, сдаваемые в аренду. До революции дом принадлежал известной московской благотворительнице княгине А.П. Ливен.

Согласно базам «Мемориала», не менее пяти жильцов этого дома стали жертвами Большого террора. Сегодня мы установили памятный знак одному из них.


Альберт Владимирович Беккер родился в 1890 году в Москве в обрусевшей немецкой семье. В годы Первой мировой войны он служил рядовым царской армии.

После революции Альберт Владимирович работал в разных местах, но основной его профессией стало преподавание военного дела и физкультуры в учебных и оздоровительных учреждениях Москвы.

Уже в первые послереволюционные годы Беккер своим происхождением, биографией и окружением привлек внимание ВЧК-ОГПУ. На допросах он сообщал, что впервые был арестован в 1920 году вместе с группой инструкторов по спорту и допризывной подготовке. Всех их подозревали в «подрывной, контрреволюционной деятельности», но, не получив доказательств и признания подозреваемых, отпустили на свободу.

Роковым в судьбе Альберта Беккера стало то, что его старший брат Эдуард Владимирович (табличка «Последнего адреса» в память о нем была установлена в марте 2019 года на доме № 9 по улице Маросейка) в 1923 году женился на Марии, дочери Федора Ивановича Прове, представителя известнейшего рода московских коммерсантов, предпринимателей и благотворителей. Близость к такой семье в первые советские годы сама по себе была компрометирующим фактом, а дальнейшие обстоятельства оказались для братьев Беккер губительными.

В 1927 году резко ухудшились отношения Советской России с Англией, и разгорелся шпионский скандал: так называемое «Дело английских шпионов». В Москве и Ленинграде были арестованы десятки людей «непролетарского происхождения», прежде или вплоть до ареста связанные с Англией и Германией и подозревавшиеся в шпионской работе на эти страны. В числе арестованных были и Федор Иванович Прове, двое его сыновей и зять Эдуард Беккер. Суд приговорил Ф.И. Прове к трем годам ссылки, а сыновья Владимир и Кирилл были расстреляны. Эдуард Беккер тогда уцелел и был освобожден, но остался, как и все его окружение, под подозрением НКВД.

Эдуарда Владимировича Беккера во второй раз арестовали в конце 1937 года, а вслед за ним, 17 февраля 1938-го, и Альберта Владимировича. Обоим предъявили обвинение в «шпионской деятельности и связям с английской разведкой». На следствии снова всплыла фамилия Прове: Федор Иванович, умерший в 1932 году, и его расстрелянные сыновья были объявлены организаторами шпионской сети, а братья Беккеры – их подручными.

В марте 1938 года Эдуард и Альберт Беккеры были приговорены к смертной казни и расстреляны в один день: 7 апреля 1938 года.

У Альберта Владимировича Беккера остались жена, Елена Владимировна Гардай, и 14-летняя дочь Тамара.

Альберт Владимирович Беккер был реабилитирован в 1989 году.


Церемония установки таблички «Последнего адреса»: фото, видео - А.В. Беккер.
Видео -
история семьи Ф.И. Прове

Фото: Оксана Матиевская
***
База данных «Мемориала» содержит сведения еще о четверых репрессированных, проживавших в этом доме. Если кто-то из наших читателей хотел бы стать инициатором установки мемориального знака кому-либо из этих репрессированных, необходимо прислать в «Последний адрес» соответствующую заявку.
Подробные пояснения к процедуре подачи заявки и ответы на часто задаваемые вопросы опубликованы на нашем сайте.

Неправильно введен e-mail.
Заполните обязательные поля, ниже.
Нажимая кнопку «Отправить» вы даете согласие на обработку персональных данных и выражаете согласие с условиями Политики конфиденциальности.